Эта статья посвящена сопоставлению систем управления персоналом крупных предприятий социалистической эпохи и современных государственных предприятий с учетом перспективы их развития в ближайшем будущем. Интерес для проведения подобного сравнения объясняется тем, что в прошедшие годы, и сегодня, и наверняка завтра главной целью деятельности административного аппарата госпредприятия является обеспечение надежного и устойчивого функционирования производства. Эта цель проецируется на систему кадрового менеджмента в виде требования к стабильности производственных отношений. В свою очередь, общность целей для различных периодов существования госпредприятия влечет за собой схожесть основных решаемых системой управления персоналом задач [1–3]. Перечислим наиболее принципиальные из них. Это:
• обеспечение управляемости коллективом;
• поиск кандидатов и подбор персонала;
• закрепление и удержание кадровых работников;
• интенсификация деятельности работников;
• минимизация числа нарушений трудовой дисциплины и потерь от противоправных действий работников;
• профессиональное развитие и мотивация для самосовершенствования работников.
Рассмотрим вначале, как перечисленные выше задачи решались на социалистических предприятиях.
Прежде всего отметим тот факт, что функция управления коллективами осуществлялась в это время преимущественно администрацией предприятия при участии парткомов с делегированием некоторых второстепенных вопросов профкому и комсомольскому комитету. Отчасти причиной тому был низкий профессиональный уровень кадровых работников. Даже начальники отделов кадров не получили, как правило, высшего специального образования, а в значительном своем большинстве это были отставные военные, имеющие весьма специфический опыт управления людьми. Кроме того, для кадровых служб крупных социалистических предприятий были характерны, как правило, слабый уровень автоматизации и оснащенности вычислительной техникой. Следует также выделить большую инерционность в освоении кадровыми службами передовых технологий управления персоналом. В совокупности это приводило к тому, что роль кадровой службы ограничивалась преимущественно решением учетно-регистрационных задач.