Использование традиционного дизельного топлива с каждым годом становится все дороже, это диктуется увеличением цен на нефтепродукты в связи с уменьшением запасов нефти в мире. По прогнозам, при таких темпах добычи нефти ее запасов хватит на 40–50 лет. Такой факт побуждает нас к поиску альтернативных источников топлива, коим является производство дизельного биотоплива.
На основе растительных масел производится целый спектр дизельного топлива, которое называют биодизельным. Такие масла получают из семян масленичных культур методом отжима и термической экстракции с последующей их отчисткой от примесей. Исходя из климатических условий большинства аграрных регионов России, целесообразно использовать биотопливо на основе растительного масла (чаще всего рапса).
Рапсовое масло занимает первое место в мире по ценности среди растительных масел. Учитывая пользу рапсового масла, высокими темпами растет спрос и объемы выращивания рапса, площадь его посевов в мире с каждым годом увеличивается и на данный момент составляет 24 млн га при средней урожайности 15 ц/га.
В странах Европы биодизель является основным продуктом рапсового масла. Его производство и использование имеют поддержку на государственном уровне. Ведется строительство малых и больших перерабатывающих заводов.
Лидером среди стран Евросоюза по производству биодизельного топлива из рапсового масла является Германия. Там производят около 2 млн т биотоплива, при этом его доля на рынке составляет 3 %.
К 2020 г. Евросоюз планирует заправлять бидизельным топливом около 20 % всего транспорта [1].
Производство биодизеля из рапса в России не имеет поддержки на государственном уровне, его производство налажено в Ростовской области, там этим занимается, правда, пока лишь опытно-производственное хозяйство «Экспериментальное» в Зерноградском районе. Выращиваниет рапс в качестве сырья для биотоплива Свердловская область. Также в 2008 г. в Липецкой области был открыт первый в Центральном округе завод по выпуску рапсового масла мощностью 120 тыс. в год.