Российская Федерация и ее экономика является полноправным участником и агентом международных отношений в сфере финансовых операций, обращения иностранной валюты, инвестиций [9]. Тем не менее российская практика контроля и регулирования финансовых отношений, связанных с иностранной валютой, по-прежнему вызывает много вопросов, как со стороны частных инвесторов, так и корпораций.
С 2012 года Правительством РФ взят курс на оптимизацию валютной политики, что в свою очередь сказывается на деловом климате страны, усложняя ведение деятельности как иностранным инвесторам и предпринимателям, так и обычным гражданам, занимающимся инвестициями, трейдингом или внешнеторговыми операциями.
В России к настоящему моменту сложилась двухуровневая модель валютного контроля, которая способствует результативной реализации комплекса мер, направленных на обеспечение порядка совершения валютных операций, а также мер по выявлению, предупреждению и предотвращению нарушений.
Правила валютного контроля в России различают требования к резидентам и нерезидентам России, резидентство которых для целей валютного контроля определяется иначе, чем для целей налогообложения.
Резидентами России считаются следующие лица [1]:
● граждане России, за исключением лиц, проживающих за рубежом на постоянной или временной основе не менее года (в том числе имеющих вид на жительство за рубежом, трудовую или студенческую визу сроком свыше одного года);
● иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
● юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством, а также иностранные филиалы, представительства и другие обособленные подразделения российских юридических лиц;
● дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства органов России, находящихся за рубежом;
● Российская Федерация, ее регионы и муниципальные образования.