Валентина рисовала всегда.
Нагрузки распределялись так: физикоматематическая школа, музыкальная по классу скрипки и фортепиано, спортивные секции. Но рисовала всегда, хотя мыслей о художественной школе не возникало.
Много ходила по музеям и художественным галереям, впитывая в себя эстетику классических работ. В школе на уроках рисования с удовольствием рисовала с натуры или на заданную тему, из-под ее карандаша выходили портреты одноклассников и учителей.
Любовь к рисованию не прошла и в юности, когда в МГУ на мехмате часто рисовала на лекциях и семинарах. Ей самой стало понятно, что живопись — увлечение не случайное, эта догадка подкреплялась окружающими, когда Валентине удавалось легко добиться портретного сходства в карандашных набросках друзей и коллег.
В 1971 г. Валентина Свалова окончила механико-математический факультет и в 1974-м аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат физико-математических наук. Ведущий научный сотрудник Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук. Автор более трехсот научных публикаций, состоявшийся ученый в области проблем геоэкологии, геодинамики и геотермии, ученый секретарь научного совета РАН, член-корреспондент международной Академии информатизации, член Совета Директоров международной геотермальной ассоциации, член многих международных научных организаций. И в то же самое время — яркий, одаренный художник с высшим профессиональным образованием, выпускник Всесоюзного заочного народного университета искусств (Москва) по классу живописи Николая Ивановича Касаткина.
Первыми серьезными были занятия с художником Алексеем Семеновичем Айзенманом. Его жена Изольда Фаустовна преподавала немецкий и работала вместе с мамой Валентины Сваловой — проректором института, профессором кафедры теплотехники МИТХТ им. М.В. Ломоносова. На занятиях писали натюрморты и портреты, делали скетчи и наброски картин с многофигурными композициями, много рисовали на улице или в метро. А потом Алексей Семенович сказал маме, что ему больше нечему Валентину учить. Теперь только работать и работать.