По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вагон убытков: как контрабанда попадает в Россию

Из-за одной фуры, набитой контрабандными сигаретами, российский бюджет только на акцизе теряет полмиллиона долларов. Откуда в Россию идут наибольшие потоки нелегального товара и как таможня пресекает поставки, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов.

Насколько остро сейчас стоит проблема контрабанды?

Руслан Давыдов: Сразу оговорюсь, сейчас в Уголовном кодексе осталась только одна статья, где есть слово «контрабанда», — 226.1, где речь идет о контрабанде сильнодействующих веществ, оружия, наркотиков, стратегически важных товаров и т. д. То есть понятие экономической контрабанды в России.

Есть 194-я статья — «Уклонение от уплаты таможенных платежей», где прописан состав экономических преступлений. Хотя на бытовом языке именно этот состав и называют контрабандой. Уголовные дела возбуждаются, когда сумма неуплаченных платежей превышает два миллиона рублей.

От советских времен остался стереотип, что контрабанда — это когда физические лица везут через границу что-то в чемоданах. На самом деле, сейчас, когда речь идет об экономических преступлениях, это, как правило, либо занижение таможенной стоимости, либо заявление другого кода товара с более низкой ставкой пошлины, либо перемещение незаявленного товара. И конечно же, речь идет о товарных партиях — контейнере, фуре, вагоне.

Отдельная тема — «санкционные» грузы. Так, в прошлом году было очень крупное задержание — четыре контейнера европейского сыра — почти 100 тонн, причем заявлен груз был как синтетический каучук.

Какие товары чаще всего перевозят нарушители? На каких рынках велик риск столкнуться с такой продукцией?

Руслан Давыдов: Чаще всего речь идет о налогоемких и ходовых товарах, там, где можно быстро получить значительную экономическую выгоду. Это могут быть одежда, обувь, бытовая техника, телефоны, цветы. Прямой контрабанды через российскую границу пытаются ввезти не так много, потому что уровень таможенного администрирования у нас такой, что для любого контрабандиста существует риск наказания, риск, что попадешься и не провезешь. Товар изымается, и он уже получает экономический ущерб, а при крупном размере еще и уголовное наказание. В этом году по статье 194 таможенными органами возбуждено уже более 200 уголовных дел.

Для Цитирования:
Загайнов М., Вагон убытков: как контрабанда попадает в Россию. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: