По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

В живом пространстве национального парка

Марина Мелютина Национальный парк «Кенозерский»
Ключевые слова:

Существует ли специфика музеев, расположенных на заповедных территориях, и отличаются ли они от «классических» музеев? Об этом размышляет начальник отдела изучения и интерпретации историкокультурного наследия Национального парка «Кенозерский».

Кенозерский национальный парк (Архангельская область) представляет собой выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта. Старинная пространственная структура поселений, в которых продолжает жить местное население, здания культовой, гражданской, промышленной архитектуры XVIII – начала XX века, созданные древоделами, ярчайшие памятники монументальной культовой живописи: расписные «небеса»1 в часовнях и церквах, существуют здесь в своей естественной исторической и природной среде.

С целью сохранения и использования памятников наследия Кенозерья специалистами разработана концепция культурного ландшафта, предполагающая единство природы, культуры и человека. Поэтому «объектом показа» в парке является традиционная историческая среда, а инструментами показа — музейные экспози ции, экологические тропы, этноландшафтные театры, обеспечивающие взаимодействие между природой и культурой, иллюстрирующие особенности традиционного природопользования, раскрывающие секреты местных промыслов и ремесел, традиционный жизненный уклад2 . На территории парка в настоящее время действуют 17 музейных экспозиций, 5 информационных центров, 9 экологических троп.

В определенном смысле экспозиционная практика на заповедных территориях близка понятию «экомузея», связанного с «живой территорией» и нацеленного на активное включение местного сообщества в работу по сохранению и использованию всех видов наследия. Однако музей в своей сущности предполагает ре презентацию памятников в виде искусственно созданной предметно-пространственной среды. «Значение экспоната во многом зависит от создаваемого экспозицией контекста, который всегда будет отличаться от естественного», — заявляет Д.А. Баранов, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея. Более определенно обозначает эту ситуацию японский музеевед М. Ямагучи: «Все экспозиции страдают от состояния фальшивости».

Для Цитирования:
Марина Мелютина, В живом пространстве национального парка. Музей. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: