То, что касается законодателей, налоговых льгот и субсидирования, мы эту проблему решим, тем более что этот вид жилищного фонда гораздо меньше нагружает бюджет муниципального образования, чем жилищный фонд социального использования, где жилье предоставляется по договору социального найма. Здесь он практически в стадии эксплуатации на самоокупаемости.
И конечно, небольшие средства надо выделять на погашение тех кредитов, которые, может быть, даже и в льготном режиме будет предоставлять государство.
Еще проблема, которая возникла с принятием Жилищного кодекса и, честно говоря, с недобросовестным поведением чиновников. Они начали массово снимать с учета очередников на социальное жилье, которые встали до 2005 года. И посыпались жалобы.
То есть господа не хотели видеть закон о введении в действие Жилищного кодекса. А там четко сказано, что все обязательства сохраняются по обеспечению социальным жильем тех граждан, которые встали на учет до 2005 года. Кроме того, закон обратной силы не имеет.
Тоже во вводном законе есть норма о передаче бывших государственных и муниципальных общежитий в ведение муниципалитетов. Что началось? Грубейшие нарушения, отказы в оформлении договора социального найма. Пока этой проблемой не занялся Верховный суд, было массовое количество жалоб. Отказывали в оформлении договора социального найма. В общежитиях, которые относятся к так называемой коридорной системе, снимали с учета простоявших по 20–25 лет жителей, и даже не по причине того, что они не являются малоимущими, а потому, что жилое помещение они теперь занимают на основании права пользования и договор социального найма им не положен. Навязывались договоры коммерческого найма. В Москве эта ситуация сводилась к тому, что целыми домами граждан снимали с очереди. Пришлось вмешиваться Верховному суду, давал разъяснения и пленум, и президиум Верховного суда.
Еще одно последствие — ликвидирован институт первоочередного предоставления жилья, который был в старом Жилищном кодексе РСФСР. Там были льготные категории: многодетные семьи, одинокие женщины и так далее. Что происходило, какое правоприменение мы наблюдали? Их в лучшем случае переводили в общую очередь, проверив, что они по-прежнему относятся к категории малоимущих, причем не учитывали год первоначальной постановки на учет. На самом деле это было издевательство над семьями, которые этого не заслуживали. Тоже только через суд!