— Как менялась ситуация на российском рынке коммунальной и дорожной техники в 2023–2024 году?
Что касается рынка дорожной техники, 2023-й был ознаменован годом больших федеральных контрактов. В стране велось активное строительство дорожных и других инфраструктурных объектов с объемом финансирования в субъектах 665,8 млрд руб. А следом за строительством дорог появляется необходимость в их содержании. Конечно, это отразилось на совокупном объёме выручки предприятий производителей спецтехники, который составил порядка 45 млрд руб., что на 23% выше показателя 2022 года. По количеству выпущенных и поставленных комбинированных дорожных машин Смоленский завод КДМ занял лидирующую позицию на рынке с объемом производства 940 единиц, что на 28% больше, чем в 2022-м. Доля компании в сегменте КДМ составляет 22%, в сегменте мусоровозов — 5%.
— Как менялись запросы российских заказчиков?
На выбор заказчиков влияла ситуация на российском рынке шасси. Ежедневная уборка дорог, сбор и вывоз отходов — необходимое условие полноценного и комфортного развития экологической инфраструктуры городов. Высокие требования, предъявляемые государством и населением к содержанию дорог и сбору отходов, диктуют необходимость оперативной работы коммунальных и дорожных компаний без простоев техники. В условиях дефицита шасси российских производителей увеличивалась доля рынка азиатских машин. С 2023 года у нашего предприятия имеются ОТТС на все модели популярных базовых автомобилей как российских, так и азиатских. По итогам 2023-го доля российских авто составила 45% (–37%), белорусских — 22% (+12%), азиатских — 33% (+25%). Кроме того, в прошлом году мы запустили производство малогабаритных КДМ на базе автомобилей группы ГАЗ для работы в тесных городских условиях, которые вызвали большой интерес у заказчиков. В этом году линейка малогабаритных КДМ пополнилась новинкой на базе «Валдай 12».
— Удалось ли за последний год расширить географию присутствия вашей компании на российском рынке?