Российские студенты выбирают вузы, чтобы повысить шансы на трудоустройство. Во время учебы они ожидают найти друзей, учиться только на отлично и хорошо и принимать участие в научных исследованиях и проектах. Большинство студентов боятся незнания ответов на экзаменационные вопросы, отчисления и критики родителей за плохие оценки. Таковы результаты исследования Центра социологии высшего образования (ЦСВО) НИУ ВШЭ. Его провели в рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», реализуемого по программе «Приоритет 2030».
Чтобы изучить способы взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, а также проанализировать связи образовательного поведения и показателей успешности учащихся вузов, исследователи ЦСВО НИУ ВШЭ провели опрос более пяти тысяч студентов-первокурсников девяти ведущих российских вузов. Вопросы, которые задавали респондентам, касались их установок по отношению к высшему образованию, планов на обучение, ожиданий от образовательного процесса и университетской жизни в целом.
Опрос показал, что современные студенты в первую очередь получают высшее образование для выхода на рынок труда. Инструментальные мотивы (получение специальных знаний — 59%, улучшение шансов на трудоустройство — 54%) по своей популярности превосходят другие. Таким образом, в представлениях большинства обучающихся университет выполняет буферную функцию между школой и рынком труда. Интересно, что на развитие универсальных навыков (критическое мышление, навыки коммуникации, аналитические навыки, которые так важны сейчас для работодателей) во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных студентов. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом (44%), жизненным опытом (29%) и расширением кругозора (19%). Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде (15%), а также с повышением своего социального статуса (14%), являются одними из наименее популярных.