В этот день в мраморном фойе дворца было оживленно и весело. Гости праздника с удовольствием водили хороводы, участвовали в разных играх и забавах, аплодировали выступлениям фольклорных коллективов. А затем на сцене Большого зала начался «Хоровод дружбы». Лирические мелодии сменяли задорные частушки, раздольные песни. В подавляющем большинстве артисты представляли любительские коллективы, созданные в национально-культурных автономиях и обществах: татарском, еврейском, грузинском, марийском, польском и др.
Далеко не каждый из присутствующих знал, что в этот день у здания очага культуры круглая дата — ровно 35 лет назад состоялось торжественное открытие дворца!
«На века» — так называлось в 1980 году мое интервью с главным архитектором Свердловска Геннадием Ивановичем Белянкиным о важном объекте — здании Дворца культуры «Уралмашзавода». Началась беседа с факта, что проект здания был создан еще в 1960-е годы. Более 15 лет сооружение здания было «заморожено», это был объект-долгострой, а потому от людей, далеких от строительства, слышались сомнения в его новизне и современности.
Главный архитектор города сразу развенчал такие слухи: «Должен сказать, что одна из особенностей архитектуры как искусства заключается в том, что она воплощается в жизнь годами, а материально обслуживает человека веками. Веками она воспитывает и человеческий вкус. Исходя из этого архитекторы должны видеть очень далеко. Мы должны мыслить творческими категориями не только настоящего времени, но и будущего».
Автор уникального проекта говорил о том, что мощная индустриализация строительства, применение новых отделочных материалов, новые архитектурные формы — все эти факторы, безусловно, повлияли на облик здания.
«Новые идеи мы попытались претворить в планировочных, объемно-пространственных, градостроительных и образно-художественных характеристиках здания. Мы стремились создать его образ не похожим ни на какие другие здания в городе, да и в стране, — сказал Геннадий Белянкин и добавил: — Правда, сегодня некоторые идеи этого проекта кое-где уже внедрены. Например, монументальный пандус Музея имени Ленина в Ташкенте».