Создание парков живой истории происходит в рамках так называемой «визуализации истории», или, по утверждению ряда западных ученых, «глобального визуального поворота». По мнению Л.Н. Мазур, «в исследованиях по истории и социологии кино, телевидения, массовой культуры, в философских работах и социологических теориях рассматриваются механизмы появления нового общества «спектакля» / «шоу», функционирующего по законам массовых коммуникаций, инсталляций и аудиовизуальных технологий, рождается не просто новая модель культуры, создается новый мир, который перестает восприниматься как текст, он становится Образом. В результате реальность, в том числе историческая, переосмысливается в контексте истории образов. Визуальный поворот оказывает существенное влияние на изменение технологий исторического познания и, возможно, станет причиной их кардинальной перестройки»1 .
Музеи-заповедники, безусловно, являются одной из основных форм визуализации истории. Сохранившиеся и музеефицированные дворцово-парковые ансамбли, дома-усадьбы, мемориальные места и поля важнейших исторических битв порождают у посетителя ни с чем несравнимое чувство «сопричастности» конкретной исторической эпохе и возможность на время «перенестись» в иную культурно-бытовую и архитектурно-историческую среду. Однако статичность экспозиций музейно-заповедных комплексов уже не соответствует. Музеи-заповедники «ожили», активно возрождая в своей деятельности нематериальное культурное наследие, привлекая туристов яркими театрализованными праздниками, фестивалями исторической реконструкции, мастер-классами традиционных ремесел.
Основываясь на ряде данных о состоянии музеев-заповедников в Российской Федерации, необходимо отметить, что наиболее остро стоит перед ними вопрос перераспределения туристического потока, что связано с наплывом посетителей в «высокий» сезон, когда средняя посещаемость в день, как правило, в 2,5–3 раза выше, чем в период «низкого» сезона. Примерное соотношение индивидуальных посетителей к организованным группам (в %) можно охарактеризовать как 45/55, с дальнейшей тенденцией увеличения доли индивидуальных посетителей. Подавляющее большинство музеев-заповедников за последние 5 лет демонстрируют постоянный рост посещаемости — примерно 3–7% в год, а это означает, что уже теперь музеи сталкиваются с проблемой отсутствия современной туристической инфраструктуры, способной принять и обслужить все возрастающий поток посетителей, особенно в летний сезон. В среднесрочной перспективе на 5–10 лет подавляющее большинство музеев-заповедников прогнозируют не просто рост, а значительный рост туристического потока, его увеличение до 25–50%, а в некоторых случаях — взрывное увеличение в 2 раза (до 100%).