Заниматься всерьез художественным литьем из алюминия он начал давно, еще в годы перестройки.
В те лихие 1990-е, по его признанию, он освоил множество профессий, которые не требовали выдающихся способностей или интеллекта.
В поисках своего настоящего призвания уже достаточно взрослый человек как-то в один момент решил, что стоит рискнуть.
Николай набрался наглости и пришел устраиваться в экспериментально-художественную мастерскую Щёлковской фабрики по производству фетровых шляп. На специальность модельщика, хотя до этого стамеску в руках даже не держал.
Руководитель мастерской Галина Васильевна даже не стала крутить пальцем у виска. Просто провела его в мастерскую, одолжила у других мастеров инструмент, дала образец деревянной колодки... Сказала: «Вечером зайду посмотреть результат».
Ну а вечером, осмотрев работу, улыбнулась: «Для первого раза — неплохо». Так он попал в штат мастерской. Да, тогда это была победа.
Потом уже говорили, что модели у новенького мастера как будто из-под фрезерного станка. Для модельщика — это комплимент, а вот для художника это означало одно — нет развития, нет движения вперед.
На фабрике делали не только деревянные модели, но и отливали алюминиевые.
Как-то у литейщика заболел напарник, и Николая попросили помочь подержать ковш при заливке.
Тогда он впервые увидел расплавленный металл воочию, живьем. Николай говорит: «Вот тут-то меня торкнуло, и металл я лью по сей день. Работаю способом литья „по земле“ отдельных элементов и последующей сборкой — так говорят литейщики, а на самом деле — это смесь кварцевого песка, глины и воды».
Существуют и другие смеси для заливки, но «по земле» — самый традиционный и бюджетный.
Температура плавления алюминиевого сплава примерно 660 градусов, но для того, чтобы пролились все мелкие элементы, металл нужно «перегреть» на 100—120 градусов.
Но фабричной литейки Николаю было мало, и он во второй раз пошел искать литейку, снова абсолютно без опыта работы. И это в 40 лет!