Назначение национального оператора — необходимое условие для реализации Соглашения о применении электронных навигационных пломб в Евразийском экономическом союзе, подписанного в апреле 2022 г. главами стран Союза. Соглашение направлено на развитие транзитного потенциала ЕАЭС, упрощение процедур международной торговли и повышение безопасности трансграничных поставок. На данный момент все страны, входящие в ЕАЭС, ратифицировали соглашение. Российская Федерация завершила процедуру ратификации 22 октября 2022 г.
Применение электронной навигационной пломбы позволит обеспечить контроль за транзитом грузов по территории ЕАЭС, сократить время прохождения таможенных процедур, повысить безопасность перевозок, улучшить сбор информационно-аналитических данных федеральными органами исполнительной власти и повысить эффективность принимаемых на их основе решений, в том числе для совершенствования инфраструктуры.
Пломбировать будут транспортные средства, которые передвигаются по двум странам и более и перевозят товары, подпадающие под процедуру таможенного транзита. При этом на транспортное средство будет навешена только одна пломба на всем маршруте следования через территорию ЕАЭС.
Мониторинг перевозок будет происходить в информационных системах национальных операторов, которые будут интегрированы между собой для обмена информацией о перевозках. Таким образом, контрольно-надзорные органы будут видеть точное местоположение опломбированных транспортных средств, а также реагировать на нештатные ситуации в пути следования. Согласно распоряжению правительства России, ЦРЦП уполномочен на взаимодействие с контролирующими органами Российской Федерации и уполномоченными операторами других государств — членов Евразийского экономического союза для контроля транзитных перевозок.
«Развитие логистики в рамках ЕАЭС — один из транспортных приоритетов нашей страны, нашедший свое выражение в стратегии цифровой трансформации отрасли. Мы активно работаем с участниками Союза для того, чтобы сократить время прохождения контрольных процедур на границе, увеличить объемы транзитных перевозок и прозрачность всех процессов. Назначение российской стороной национального оператора — это еще один шаг к созданию бесшовных логистических коридоров с государствами ЕАЭС. Мы уже отрабатываем механизмы по применению навигационных пломб для отслеживания перево зок на территории Союза. С февраля проходит российско-белорусский эксперимент по применению навигационных пломб для контроля за транзитом через территорию России лесоматериалов и продукции деревообработки, в рамках которого обеспечено взаимодействие контрольно-надзорных органов и уполномоченных операторов двух стран. В течение месяца планируем запустить новый проект с Казахстаном и Киргизией», — прокомментировал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.