В Государственном музее истории религии (г. Санкт-Петербург) открылась выставка, посвященная личным библиотекам. Изучая такие книжные собрания, можно получить уникальные сведения для понимания своеобразия культуры, менталитета народа, ощутить дух эпохи. Владельцами этих собраний были люди разных сословий и положения в обществе: члены императорской фамилии, дворяне, государственные деятели и чиновники, духовенство, мещане, военные, купцы, крестьяне, интеллигенция.
На выставке представлены книги из Научной библиотеки Музея истории религии. Научная библиотека Музея является одним из крупнейших книжных собраний по истории религии, философии, социологии религии и насчитывает более 200 000 единиц хранения. На выставке экспонируется лишь малая толика книг с экслибрисами владельцев, автографами, монограммами, дарственными и владельческими надписями, пометками в текстах. И авторы, и дарители книг, и владельцы личных библиотек зачастую были известными историческими и религиозными деятелями, внесшими большой вклад в процветание, духовное и культурное развитие страны.
История личных библиотек уходит вглубь веков, во времена князей Владимира и Ярослава Мудрого, собиравшего в Софийском соборе в Киеве рукописные книги. В XIV–XVII вв. широкое распространение получили личные библиотеки, игравшие видную роль в образовании и просвещении русского общества. Крупные светские книжные собрания в ХVI в. возникали у именитых бояр. В ХVII в. круг любителей чтения, владельцев личных библиотек заметно расширился. Среди них государственные деятели, писатели, ученые, представители духовенства, наиболее просвещенные монахи, служивые люди, крестьяне. О распространении книг в различных кругах общества мы узнаем из сохранившихся пометок и записей, которые делались их владельцами. Создавались книжные собрания, состоявшие из нескольких десятков и даже сотен томов.
Введение книгопечатания в Московском государстве не привело к ликвидации рукописного способа производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России все еще была широко распространена. В это время появляется все больше книг светского содержания. Усиливается интерес к естественнонаучным и гуманитарным знаниям. Появляются оригинальные русские и переводные сочинения по истории и географии. Интерес к естественнонаучным знаниям нашел свое отражение в так называемых «травниках» — своеобразных лечебниках с описанием трав, их исцеляющих свойствах и способах их сбора. В XVII в. стали собирать книги по общим вопросам биологии, земледелию и животноводству, появились сочинения по механике, физике, химии, а также книги технического содержания — по химической технологии, горному делу, военной технике.