«Цель ''ноль'' недоступна без обучения, — подчеркнула на технической сессии ВНОТ ''Наставничество и кураторство по безопасности труда как метод обучения и развития персонала'' руководитель кафедры производственной безопасности Дирекции производственной безопасности ПАО ''Газпром нефть'' Татьяна Саламатова. — Причем необходимо грамотно и непрерывно обучать не только работников предприятий, но и их наставников, чтобы они могли эволюционировать от простых инструкторов до тренеров, способных работать более качественно и с более широкой аудиторией».
В ходе мероприятия выступающие часто употребляли слово «коучинг». Этот современный метод консультирования отличается от классического тем, что коуч не дает жестких рекомендаций обучающимся, а вместо этого пытается найти решение вместе с ним. Данный стиль наставничества эффективен и в сфере безопасности труда.
Заместитель генерального директора по охране труда, промышленной безопасности и бережливому производству АО «ОЗНА — Измерительные системы» Андрей Питушкан: «У нас на предприятии коуч — это стиль жизни, мы выбрали именно этот путь внедрения наставничества и учим наших сотрудников методам коучинга, с тем чтобы они не давили на обучающихся».
«Не всегда обязательно полностью владеть производственным процессом, достаточно уметь задавать правильные вопросы, чтобы навести человека на собственные выводы, в том числе и на правила безопасности», — согласился менеджер по охране труда и экологии компании АО «БАТ-СПб» Артем Маслов.
Каким должен быть сегодня специалист по охране труда, какими компетенциями он должен обладать, чтобы соответствовать стандартам современного управления предприятием? Какое место в структуре должен занимать специалист, чтобы его услышали? Спикеры технической сессии «Профессиональный профиль современного специалиста и руководителя по охране труда» поделились личным опытом и представили кейсы своих организаций.
Навыки, которые сегодня требуют от сотрудников, делятся на два типа — hard skills («жесткие навыки») и soft skills («гибкие навыки»). Первые — это профессиональные умения, которыми пользуются специалисты, решая технические задачи. Soft skills — это комплекс неспециализированных навыков, которые не менее важны в работе.