Подводное культурное наследие — это артефакты человеческой деятельности, по тем или иным причинам упокоившиеся в морских водах.
Классическими объектами подводного культурного наследия выступают суда, потерпевшие крушения.
В результате тридцатилетних исследований автором установлено, что за 380-летнюю историю русского мореплавания на Тихом океане и в Восточной Арктике затонуло 905 кораблей и судов. И многие из них упокоились в современных прибрежных водах России, что делает их доступными для подводных исследований. Приведем примеры культурного наследия, рассмотрев их по акваториям Дальнего Вос тока. Ведь очевидно, что кораблекрушения как естественный атрибут мореплавания происходили в основных районах судоходства и промысла той или иной эпохи.
Как известно, российское мореплавание на Дальнем Востоке зародилось в прибрежных акваториях Охотска, первая регулярная морская коммуникация между Охотском и Большерецком на юго-западе Камчатки была открыта в 1715 году, регулярное мореплавание между Охотском и Петропавловском началось в 1740м. В силу этого сформировались «районы концентрации» объектов подводного культурного наследия. К примеру, непосредственно в прибрежных водах Охотска погибли судно «Доброе намерение» (1788), пакетбот «Святая Надежда» (1792), галиот «Святая Екатерина» (1809).
Прибрежные воды Петропавловска-Камчатского хранят останки кораблей, погибших в XVIII–XIX веках. Так, судно Российско-Американской компании «Юнона» затонуло в Вилючинской бухте в 1811 году, но сохранилось в памяти потомков в названии рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось».
На береговой черте островов Беринга и Медного с середины XVIII века за последующие 100 лет погибли пакетбот «Святой Петр» Витуса Беринга (1741), промысловые суда «Перкун и Занат» (1748), «Симеон и Иоанн» (1750), «Борис и Глеб» (1757), «Петр и Павел» (1766), «Святой Павел» (1789) и бриг «Чичагов» (1845).
В южной части Охотского моря упокоились несколько судов, останки которых представляют интерес для современных исследователей.