В помощь школе нашим музеем разработаны и давно реализуются различные лекционные и экскурсионные программы, ориентированные на школьную программу — по всеобщей и российской истории, литературе, музыке, мировой художественной культуре. Мы понимаем, что особенно важно сегодня развивать их в системе информального образования, LonglifeLearning, или «обучения в течение всей жизни». Изучение иностранного языка с привлечением материалов художественного музея стало актуальной для нас темой достаточно недавно, хотя известен музейный опыт проведения занятий по изучению иностранного языка — в ГМИИ имени А.С. Пушкина1 , в Серпуховском историко-художественном музее2 , в Музееусадьбе «Кусково»3 .
Два года назад началось наше сотрудничество с гимназией № 13 Нижнего Новгорода. Участниками проекта «Поход в музей» стали учащи еся 6 и 7 классов, углубленно изучающие английский язык. Целями партнерского образовательного проекта4 являются не только приобретение опыта применения знаний по английскому языку на непривычном материале и в непривычных условиях, но и формирование устойчивого интереса школьников к изобразительному искусству. На первый план был выведен вопрос мотивации участников, что обусловило выбор методики и форм работы — организация конкурса. Для работы с учащимися была разработана программа, включающая два блока и два рабочих языка — родной и иностранный. Занятия в музее проводятся на русском языке, занятия в гимназии включены в курс культуроведения и проводятся на английском языке.
Для 6-х классов первым программным этапом является игра-квест по музейной экспозиции. По результатам квеста выявляется класспобедитель. Принять одновременно несколько классов в залах нашего музея невозможно. Классы приходят в разные дни. Во время квеста класс делится на четыре команды, которые соревнуются между собой (о том, что это соревнование еще и между классами, мы умалчиваем), поэтому дух соревнования присутствует постоянно. В конце игры результаты команд суммируются, чтобы впоследствии сравнить их с суммой команд других классов. Случаев, когда класс, первым прошедший игру, предупредил о ее особенностях своих соперников не замечено. Во время квеста участникам дана возможность проявить себя, поскольку все открытия они делают сами, без помощи экскурсовода. Разрешается пользоваться гаджетами. Вопросы квеста посвящены истории России и историческим личностям, чьи портреты представлены в экспозиции музея, некоторые из них ориентированы на литературные источники. Все задания провоцируют внимательное рассмотрение произведений искусства. Таким образом участники игры могут показать свою эрудицию, сообразительность, внимательность.