По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«В поисках зинфанделя»

Иван Гринько Московское агентство организации отдыха и туризма
Ключевые слова:

Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» продажа и употребление алкогольной продукции в музеях запрещены. Повлияло ли это на предотвращение фактов хулиганства некоторых музейных посетителей? Об этом рассуждает начальник Управления музейно-туристского развития ГАУК «МОСГОРТУР».

Литература:

1. Арутюнов С.А. Напитки народов мира // Хмельное и иное. Напитки народов мира / под ред. С.А. Арутюнова. — М.: Наука, 2008. — С. 14–20.

2. Идема Й. Как ходить в музей. Ад Маргинем, 2016. — 128 с.

3. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Рэй Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 456 с.

«Я извлек из выпивки больше, чем выпивка из меня».

Уинстон Черчилль

Эпизод с вандалом, повредившим в Государственной Третьяковской галерее картину «Иван Грозный и сын его Иван», по не совсем понятным причинам спровоцировал дискуссию не вокруг системы профилактики подобных нарушений, а вокруг допустимости соседства алкоголя и музея. Дело дошло до того, что глава Совета Федерации предложила запретить продажу алкоголя в музеях, забыв, что она и так уже запрещена Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ (ред. от 29.07.2018). К законодателю присоединилась и часть музейного сообщества, однако серьезной дискуссии так и не получилось, хотя аргументов «за», как минимум, не меньше, чем «против».

Собственно, любой, кто посещал зарубежные музеи, подтвердит, что алкоголь является вполне будничным атрибутом музейной жизни, и мы сейчас не говорим о парамузеях, вроде Музея пива в Чебоксарах, а тем более квази-музеях, вроде Пивного музея в Праге, являющегося обычным, хотя и очень хорошим баром. В Музее истории Тбилиси есть целый винный магазин, и это вполне логично, — представить себе этот город и грузинскую культуру без вина довольно трудно. Аналогичная история в британских музеях-заповедниках и усадьбах — от Хэмптон-Корта до знаменитого Стоунхенджа — везде посетитель сможет найти в музейном магазине и увезти с собой местные вина и эли.

Причины этого лежат на поверхности: с одной стороны, музеи все чаще начинают работать с нематериальным наследием, а культура употребления и производства алкоголя является одним из наиболее ярких элементов нематериальной культуры (Арутюнов, 2008). В этом плане 171-ФЗ ударил по этнографическим музеям-заповедникам, ведь алкоголь зачастую был не просто локальной традицией, а неизменным атрибутом самых различных обрядов.

Во-вторых, музеи все большую роль играют в формировании и продвижении локальных брендов, и речь здесь идет не только о гигантских проектах вроде Музея вина в Бордо или очень качественных корпоративных музеях, как Музей завода «Арарат».

Для Цитирования:
Иван Гринько, «В поисках зинфанделя». Музей. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: