«Я извлек из выпивки больше, чем выпивка из меня».
Уинстон Черчилль
Эпизод с вандалом, повредившим в Государственной Третьяковской галерее картину «Иван Грозный и сын его Иван», по не совсем понятным причинам спровоцировал дискуссию не вокруг системы профилактики подобных нарушений, а вокруг допустимости соседства алкоголя и музея. Дело дошло до того, что глава Совета Федерации предложила запретить продажу алкоголя в музеях, забыв, что она и так уже запрещена Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ (ред. от 29.07.2018). К законодателю присоединилась и часть музейного сообщества, однако серьезной дискуссии так и не получилось, хотя аргументов «за», как минимум, не меньше, чем «против».
Собственно, любой, кто посещал зарубежные музеи, подтвердит, что алкоголь является вполне будничным атрибутом музейной жизни, и мы сейчас не говорим о парамузеях, вроде Музея пива в Чебоксарах, а тем более квази-музеях, вроде Пивного музея в Праге, являющегося обычным, хотя и очень хорошим баром. В Музее истории Тбилиси есть целый винный магазин, и это вполне логично, — представить себе этот город и грузинскую культуру без вина довольно трудно. Аналогичная история в британских музеях-заповедниках и усадьбах — от Хэмптон-Корта до знаменитого Стоунхенджа — везде посетитель сможет найти в музейном магазине и увезти с собой местные вина и эли.
Причины этого лежат на поверхности: с одной стороны, музеи все чаще начинают работать с нематериальным наследием, а культура употребления и производства алкоголя является одним из наиболее ярких элементов нематериальной культуры (Арутюнов, 2008). В этом плане 171-ФЗ ударил по этнографическим музеям-заповедникам, ведь алкоголь зачастую был не просто локальной традицией, а неизменным атрибутом самых различных обрядов.
Во-вторых, музеи все большую роль играют в формировании и продвижении локальных брендов, и речь здесь идет не только о гигантских проектах вроде Музея вина в Бордо или очень качественных корпоративных музеях, как Музей завода «Арарат».