По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

В поисках связи линейности и цикличности: творчество Елены Пичугиной

Творчество художницы Елены Пичугиной — это раскованность фантазии, выработанная культура цвета, мастерство композиции и тонкое чувство материала. Ее работы отличаются свободным подходом к развертыванию затейливых изобразительных сюжетов и удивительной органичностью сочетания разных жанров и техник.

Елена Пичугина окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт имени И.Е. Репина, мастерскую под руководством А.А. Ветрогонского по специальности «художник-график», стажировалась в Поволжском отделении Российской академии художеств.

Особенностью авторского стиля Елены Пичугиной является большая смысловая нагрузка и центрированность композиции: в работах художницы наиболее нагруженный элемент помещен в самый центр картины. Он не просто предстает во всей полноте, но буквально выдвигается за пределы изобразительной плоскости, рассказывая о собственном смысле, обрастая дополнительными смыслами уже за счет эмоции зрителя. Елена умело играет с «периферийными» образами, вкладывая в свои произведения сразу несколько смыслов.

Триптих «Вечный цирк» («Эквилибристка», «Канатоходцы», «Жонглеры», холст, акрил, 2007) рассказывает о важном пласте творчества художницы, посвященном цирку. Первый раз Елена обратилась к теме цирка в 2000 году в дипломной серии цветных линогравюр. Она взяла эту тему как наиболее полно раскрывающую возможности техники, плоскостной и декоративной. И совсем другой подход мы видим спустя семь лет. На холстах 2007 года художница через образы циркачей, которые вне времени, размышляет на вневременные темы одиночества, любви, материнства. Используя графические приемы, она выходит на большие форматы с помощью акрила. В дальнейшем акрил станет ее любимым материалом.

Важное место в творчестве художницы занимают размышления над пространством и временем — основными формами бытия. Этой теме посвящены несколько работ, в том числе работа «Связь линейности и цикличности в пространстве и времени» (холст, акрил, 2018). «Работая над этой темой, — рассказывает художница, — мне интересно было сопоставить сходные понятия в категории времени и в градостроительстве — это понятия линейности и цикличности (кольца). Циклическая концепция времени в древности обусловлена не только сменой фаз луны или времен года, она соответствует философской идее вечного возвращения “на круги своя”. Круг — символ вечности, Бога, космоса. В своей работе мне хотелось с помощью символов и простейших форм объединить прошлое и настоящее, сакральную храмовую архитектуру и современные постройки с их прямолинейностью и утилитарностью».

Для Цитирования:
В поисках связи линейности и цикличности: творчество Елены Пичугиной. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: