В ночную смену с 26 на 27 февраля на работу на экскаваторе ЭКГ-8И № 46 вышли машинист и два его помощника.
Температура воздуха на улице составляла –30 °С. По одной из версий развития событий в ту ночь, около 21:00 горный мастер провел инструктаж одному из помощников по замене напорного каната экскаватора, а также выдал наряд, после чего ушел на другие рабочие места.
Машинист и его помощники, согласовав расстановку мест во время замены каната, приступили к работе.
Старший находился в кабине экскаватора, а помощники — вне. Они подавали сигналы машинисту. 27 февраля, в 00:04, произошло разрушение подкосов и обрушение нижней секции стрелы экскаватора. В момент падения один помощник успел заскочить в нижнюю кабину, машинист оставался в верхней кабине. Обрушение вызвало клубы пыли, которые на несколько минут перекрыли какую-либо видимость. Машинист и помощник пытались докричаться до второго помощника, а после обнаружили его без признаков жизни под упавшей конструкцией стрелы. Спустя полчаса приехала скорая помощь, которая зарегистрировала смерть помощника.
В ходе расследования несчастного случая были составлены два документа: акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте и акт о несчастном случае на производстве. Комиссией было установлено, что ЭКГ-8И произведен Ижорским заводом им. Жданова в 1972 г. Срок его эксплуатации по нормативу истек в 1990 г., но он продолжал использоваться для экскавации и погрузки титаномагнетитовых руд Гусевогорского месторождения.
В последние годы этот ЭКГ находился на Южной залежи в Главном карьере.
Капитальные ремонты экскаватора № 46 были проведены в 1986 и 2006 гг., правда, документы о капремонте в далеком 1986 г. отсутствуют, а по 2006 г. сохранились лишь частично.
Известно, что в свое время была произведена замена стрелы, подкосов стрелы и рукояти на усиленные.
А во время последнего капитального ремонта, в 2006 г., нижняя секция стрелы и подкосы на новые не менялись.