Идеологи Google продвигают беспилотные автомобили и предлагают просто не пускать людей на дороги «умного города». Но это все тупиковые идеи, так как «умная» транспортная система должна основываться не на внедрении отдельных технических решений, а на фундаментальных принципах. Во-первых, хаос на дороге автомати зировать нельзя. Во-вторых, оптимизировать транспортную систему нужно уже сейчас, поэтому не стоит фантазировать только о технологиях будущего. В-третьих, требуется методом аналогии найти похожие системы, которые уже успешно работают, и использовать те же подходы.
Такая система, на которую можно опираться, существует уже давно — это железная дорога. Ее главное отличие от автомобильных трасс в том, что движение по ней упорядочено: с самого начала железнодорожный транспорт ходил по расписанию, посторонние участники не могли помешать движению, сама технология развивалась так, чтобы была возможность автоматизировать процесс сигнализации и связи. Нужно начинать внедрять эти принципы в движение автомобилей — выделить несколько специальных полос и пустить маршрутный пассажирский и грузовой транспорт по ним.
Попытка отстранить человека от управления автомобилем — наивная цель, многие водят машину для удовольствия. Лучше развести автомобилистов и упорядоченный маршрутный транспорт по разным дорогам, тем самым разгрузить дороги и магистрали и нормализовать движение. Также необходимо переходить к многоуровневым системам организации движения (наземный, подземный, эстакадный уровни и в будущем — воздушные перевозки). Для того чтобы все это реализовать, нужно снабдить перевозчиков и транспортные средства специальным технологическим оборудованием, которое будет следить за перемещением и давать указания водителям. Въезд и движение по специальным полосам и трассам должен осуществляться через пропускные пункты (без шлагбаумов, конечно), строго по командам, поступающим из центра управления согласно расписанию и текущей ситуации на дороге.
Преимущество такой системы перед железной дорогой в том, что сохраняется мобильность участников движения: в отличие от поезда, автомобиль может при необходимости съехать с маршрута в сторону. По предварительным подсчетам, затраты на создание такой транспортной системы будут почти в четыре раза ниже, чем в случае с железной дорогой, и при этом пропускная способность возрастает также в четыре раза.