Проект по созданию сети опорных университетов был запущен в 2016 г. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и направлен на социально-экономическое развития субъектов России за счёт создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. На сегодняшний день 33 вуза из 32 субъектов Российской Федерации получили статус опорных.
В рабочей встрече приняли участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, НФПК — Национального фонда подготовки кадров, ведущие эксперты, ректоры и проектные команды опорных университетов России.
В рамках рабочей встречи обсуждались основные достижения опорных университетов по итогам работы в 2016–2018 гг., направления их развития и дальнейшей деятельности с акцентом на федеральную повестку развития профессионального образования и науки России.
В ходе дискуссии на панельной секции «Федеральная рамка развития профессионального образования и науки» в качестве основных приоритетов для вузов были определены такие общие направления, как: развитие интеллектуального потенциала нации, обеспечение конкурентоспособности российского высшего образования, кооперация исследовательских коллективов при проведении прикладных научных исследований, консолидация ресурсов всех государственных программ в части науки гражданского назначения.
Отдельно была отмечена важность вопроса позиционирования опорных университетов в системе образования России. Поставлена задача создания прозрачной системы мониторинга эффективности деятельности университетов, которая бы предусматривала показатели, отражающие основные приоритеты и стратегические задачи, стоящие перед высшим образованием России сегодня, в том числе с учётом приоритетных проектов «Образование» и «Наука». Такая система мониторинга может запустить процессы самоорганизации университетов и определить основные направления для формирования программ их дальнейшего развития.