Фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Открытие выставки предварял пресс-показ, во время которого корреспондентам многих теле- и радиоканалов, журналов и газет организаторы выставки рассказали об особенностях её подготовки. Открыла презентацию Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Земфира Исмаиловна Трегулова кратким обзором биографии и творчества художника: «Очень хотелось показать, что Поленов осуществил настоящий прорыв в живописи. Свет и цвет составляют в его творчестве самостоятельную ценность. Поленов писал замечательные пейзажи, седи них самые известные — «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Художник не раз говорил о том, что искусство должно приносить людям счастье и радость. А иначе оно не имеет никакого смысла. Его полотна до сих пор при носят людям счастье и радость, ощущение душевной гармонии.
Но Поленов не только автор прекрасных пейзажей. Он — автор монументальных значительных работ, посвящённых религиозной тематике. Это «Христос и грешница», которая хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и большой поздний цикл картин из жизни Христа, в которых тема раскрывается через пейзаж.
Мы показываем Поленова как художника и прекрасного педагога, он в своих работах сформулировал важнейшие вопросы и проблемы, которые разрабатывали его ученики и младшие современники. Мы показываем его как универсального художника, которому были интересны и театр, и архитектура, и музыка. Он многое сделал для просвещения крестьян и их детей в своём имении Бёхово на берегу Оки».
Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова является одним из крупнейших музеев–заповедников страны.
Все постройки Поленов проектировал сам — архитектура была давнишней страстью художника. Стиль архитектурного творчества Поленова правильнее было бы назвать «стилем различных эпох», а еще точнее – «поленовским стилем». Специальный раздел выставки посвящён этой теме.