По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

В каменных джунглях жизнь милее

По опросам ВЦИОМа и Дом.РФ, 70 % жителей страны хотели бы переехать в малоэтажные дома с участком. И есть два фактора, которые влияют на принятие решения, когда мечта становится сначала планом, а потом и жизненной концепцией, — работа и достойные условия жизни: приличные дороги, газ и Интернет. Но беда нашей страны в том, что из-за ее размеров и разных климатических и экономических условий никакой Газпром не в состоянии обеспечить эти условия. Среднее расстояние между большими городами в странах центральной Европы — 27–40 км. Там одна сплошная пригородная зона. А у нас среднее расстояние между большими городами в Европейской части России — 150 км. А пригородная зона — 30 км. Тридцать километров с одной стороны, тридцать — с другой. А между ними 60–70 км — социальная пустыня. И что с ней сделать? Тем не менее пригороды в России растут, но не так, как во всем мире. На Западе люди уезжают жить из города в пригороды. Сохраняются социальные связи, а в самих пригородах начинают создаваться рабочие места. Но в России есть еще и другой путь, когда в пригороды приезжают не из метрополий, а из деревень. Сельские жители не могут себе позволить дорогих квадратных метров Москвы и Петербурга и готовы селиться за 100 км, чтобы, как и бывшие жители столиц, работать там. Ученые и энтузиасты возрождения российской глубинки считают, что нужно начинать с пригородов крупных и средних городов и выстраивать там среду обитания, а не бросаться лозунгами «Вернем всех в лоно природы». Чем больше будет пригородов, тем меньше расстояния между ними. Тем меньше «ничейной» земли. Это было бы первым шагом.

ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕ УЕЗЖАЮТ ИЗ ГОРОДОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОТЯТ?

Валентина Матвиенко вновь позвала молодых россиян в деревню. Но призывы мало действуют на граждан. Даже пандемия не смогла вернуть россиян из городов в деревню — в 2021 году городское население увеличилось на 56 тыс. человек. Есть люди, которые возвращаются на малую родину или поворачиваются спиной.

В социальных сетях существуют десятки пабликов, которые на все лады зазывают россиян бросить свою городскую жизнь и поехать в деревню. «Желающие переехать в деревню», «Хочу в деревню», «Поехали жить в деревню!» и еще много-много других.

Dima Prosto самостоятельно построил дом и теперь приглашает женщину с ребенком строго до 8 лет. Фермеры зовут на работу доярок на свои фермы. В Ростовской области предлагают бесплатно дом. Призывают из сибирской глубинки тех, кому не чужд дух авантюризма, бросить всё и переехать в деревню «на лоне сибирской природы». В деревню Ефремково в Хакассии зовут учителя английского языка на 26 часов в неделю и дают дом с дровами в придачу.

Пишет заместитель главы администрации Еловского округа Пермского края Татьяна Софронова. Район располагается на берегу Камы. На выбор есть несколько сёл, есть газифицированные, со школами и другой социальной структурой. Но такое предложение — редкость. Чаще говорят про березки, красоты, грибы и покой.

В начале пандемии казалось, что вот сейчас люди выйдут из каменных джунглей и вернутся к свои корням. Но осторожный ручеек горожан потек в сторону березок лишь два года — в 2019 и 2020 годах. С окончанием пандемии ситуация вернулась к тому, как это было десятилетия, начиная с революции 2017 года. Если в 2010-е годы миграционный приток в города составлял 100 тыс. человек, то в 2021 году вновь приехавших в города насчитывалось 57 тыс. В России дезурбанизацией даже не пахнет, говорит доктор географических наук, главный научный сотрудник Института географии РАН Татьяна Нефёдова, хотя это явление распространено сейчас по всей Европе. Единственный отток из городов — дачная дезурбанизация:

Для Цитирования:
В каменных джунглях жизнь милее. Глава местной администрации. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала