По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

В какой мере искусство является частью культуры?

Флиер Андрей Яковлевич ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

В статье рассматривается система взглядов в отношении искусства, как составной части культуры, и наоборот, культуры, как составной части искусства. Аргументируется авторская точка зрения, согласно которой искусство нельзя напрямую отождествлять с культурой, и необходимо все время подчеркивать, что есть области культуры, не отражаемые искусством.

Статья поступила 19.12.2017 г.

Литература:

1. Аронов А.А. Культурный ренессанс в России: учебник для гуманитарных вузов. / А.А. Аронов. — М.: МГУКИ, 2006. — 130 с.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. / С.А. Арутюнов. — М.: Наука, 1989. — 247 с.

3. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 тт. / Ю.Б. Бореев. — Смоленск: Русич, 1997. — 576+640 с.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм. — М.: Наука, 1991. — 575 с.

5. Каган М.С. Морфология искусства. /М.С. Каган. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

6. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 тт. / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 2001. — 383+320 с.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учебное пособие для вузов. / И.В. Кондаков.— М.: Аспект-Пресс, 1997. — 686 с.

8. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. / А.В. Костина. — М.: УРСС, 2009. — 216 с.

9. Лотман Ю.М. Об искусстве. / Ю.М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.

10. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. / Л.И. Михайлова. — М.: ИТК «Дашков и К», 2005. — 344 с.

11. Орлова Э.А. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. / Э.А. Орлова. — М.: Академический проект, 2012. — 575 с.

12. Пелипенко А.А. Постижение культуры. В 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл. / А.А. Пелипенко. — М.: РОССПЭН, 2012. — 607 с.

13. Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа. / А.Н. Соловьева. — Архангельск: КИРА, 2009. — 231 с.

14. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. / А.Я. Флиер. — М.: СогласиеАртем, 2014. — 560 с.

15. Флиер А.Я. Высокая культура культурного человека / А.Я. Флиер // Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И.В. Кондакова / Сост. и общ. ред. О.Н. Астафьевой. — М.: Согласие, 2018. — С. 398–405.

16. Хренов Н.А. Искусство в исторической динамике культуры. / Н.А. Хренов. — М.: Согласие, 2015. — 752 с.

17. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н.И. Народы, расы, культуры. / Н.Н. Чебоксаров, Н.И. Чебоксарова. — М.: Наука, 1971. — 272 с.

18. Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры. / Е.Н. Шапинская. — М.: Согласие-Артем, 2014. — 456 с.

19. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. / У. Эко. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с.

Согласно современному взгляду, имеющему широкое распространение, искусство является частью культуры, причем наиболее важной, системообразующей ее частью. Т. е. культура понимается, в первую очередь, как система художественных образов, созданных творчеством художников, композиторов, писателей и поэтов, и т. п. Такой культ искусства в культуре связан с тем, что в Новое время именно образы литературы и искусства стали главными эталонными выразителями доминантных культурных паттернов, объектом социального влияния и подражания. По всей видимости, в этой связи и произошла смысловая контаминация понятий искусства и культуры (характерная именно для Нового времени), их объединение в единую отрасль деятельности. Такой взгляд сегодня преобладает и в системе государственного управления культурой; в большинстве стран мира министерства культуры занимаются, в первую очередь, поддержкой искусства.

Эту контаминацию можно обнаружить и в трудах многих отечественных ученых и вузовских преподавателей (см., например: [1; 16; 18] и др.). Здесь я вижу, в первую очередь, влияние немецкой Франкфуртской школы философии — В. Беньямина, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса и др., акцентирующих свои исследования, в том числе, на эстетике и социологии искусства. Впрочем, далеко не все российские сторонники контаминации искусства и культуры являются осознанными последователями Франкфуртской школы (такими, как Н.А. Хренов и Е.Н. Шапинская) и вообще последователями какой-либо научной школы. Их тяготение к объединению искусства и культуры является скорее плодом их профессиональных заблуждений и некомпетентности.

С такой контаминацией не согласны антропологи, считающие главными компонентами культуры обычаи и язык. Они трактуют культуру как систему поведенческих стереотипов, определяющих социальные взаимодействия людей в обществе, и паттернов сознания, регулирующих социальные отношения, основания идентичности и пр. (см., например: [2; 13; 17] и др.). Здесь акцент делается на этнической локальности культур. У социологов культуры своя позиция, акцентирующая социальную детерминированность всех культурных проявлений человека и интегрирующую роль культуры в обществе (см., например: [10; 11] и др.).

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, В какой мере искусство является частью культуры?. Вопросы культурологии. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: