В конце 1990-х годов бывший врач и бизнесмен Борис Лазаревич Ошкуков и его супруга Людмила Николаевна при посещении Флоренции заметили интересные панно, изящно выполненные из каменных пластинок затейливой формы, очень плотно подогнанные друг к другу. Нечто подобное они встречали и в предметах из собрания Государственного Эрмитажа, где данная технология использовалась в столешницах, шкафчиках, часах и ювелирных изделиях. В Италии они узнали, что именно во Флоренции в 1588 году герцог Фердинандо Первый Медичи возродил старинную технологию, известную еще со времен Шумерского царства. Создав мануфактуру по обработке твердых камней, или, как позже ее назвали, «Pietrа dura» (твердый камень), он тем самым обозначил монополию флорентийских мастеров для создания предметов роскоши из камня. Слава великолепных камнерезов Италии и дало имя этой сложнейшей мозаичной технологии.
Увиденное во Флоренции оказало глубокое воздействие на чету Ошкуковых. Борис Лазаревич твердо решил войти в мир декоративно-прикладного искусства и овладеть мозаичными технологиями. На кафедре монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской художественнопромышленной академии имени А.Л. Штиглица он получил первые навыки, но этого оказалось мало, и Борис Лазаревич решил продолжить обучение у профессионалов — художников-камнерезов.
Одновременно с обретением навыков мастерства покупались и первые произведения искусства, ставшие затем ядром частного собрания.
К 2003 году коллекция насчитывала более 300 работ в технике флорентийской мозаики и вмещала в себя несколько разделов: декоративные панно, мебель, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
По сути, коллекция явилась лакмусовой бумажкой, проявившей состояние уникальной декоративной техники в России на начало нынешнего века. Следующим шагом стало создание музея.
Музей-квартира флорентийской мозаики Ошуковы решили открыть к юбилею города — 300-летию СанктПетербурга, и к назначенному времени он действительно принял первых посетителей. Создателям музея виделся свой, оригинальный формат музея как культурно-образовательного и информационного центра, где поддерживалась бы связь между мастерами флорентийской мозаики и любителями высокохудожественных произведений, где художники-камнерезы получали бы стимул для творчества.