«Идея моего законопроекта очень проста: наказание должно быть таким, чтобы гражданин был заинтересован избежать нарушения. Сегодня миллион автовладельцев ездят без полиса, считая, что даже если платить штраф каждый месяц, это может оказаться менее обременительно, чем покупка страховки. Именно поэтому в моем законопроекте предлагается кратное повышение ответственности», — поясняет Вострецов. Автор законопроекта подчеркивает, что конкретная сумма «должна быть встроена в общую систему административных наказаний», однако полагает, что вопрос с «точной настройкой» можно будет решить ко второму чтению.
В настоящее время сумма штрафа за управление автомобилем без заключения договора ОСАГО — 800 руб., а за управление автомобилем в период, не предусмотренный договором, или водителем, не указанным в полисе, — 500 руб. Причем КоАП РФ предусматривает возможность уплаты штрафа в размере 50 % в течение 20 дней со дня вынесения постановления, а вынесение постановления следует лишь в том случае, если водитель был остановлен сотрудниками ГИБДД.
Получается, что водитель без полиса имеет возможность заплатить штраф в размере всего лишь 400 руб., что почти в 15 раз меньше средней по России стоимости полиса ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году она составляла 5800 руб. Многие автомобилисты, испытывающие трудности с приобретением полиса ОСАГО (в первую очередь в так называемых «токсичных» регионах) или просто желающие сэкономить, отказываются от страхования своей ответственности, предпочитая разово заплатить мизерный штраф.
Российский союз автостраховщиков (РСА) поддержал инициативу кратного увеличения суммы штрафов. «Те 800 рублей, которые сегодня установлены законодательством, совершенно не являются карательной мерой, — считает президент РСА Игорь Юргенс. — Около 1 млн автовладельцев, по нашим оценкам, ездят без полиса. Им проще заплатить штраф в 800 рублей, чем заключать договор за несколько тысяч рублей». Предлагаемый размер штрафа вполне разумен, уверен И. Юргенс.