Автоматизированные системы, которыми оснащена инфраструктура российских железных дорог, создавались по большей части еще в середине прошлого века и сегодня нуждаются в совершенствовании для повышения скоростей в условиях исчерпания пропускной способности на наиболее загруженных участках. Внедрение современных цифровых технологий позволяет гармонично объединить инфраструктуру и подвижной состав в единую экосистему.
— В течение длительного времени подвижной состав и инфраструктура развивались разрозненно, в итоге мы пришли к ситуации, когда поезд, даже обладая необходимыми техническими характеристиками, не может ехать быстрее, — говорит глава ООО «ЛокоТех-Сигнал» Андрей Романчиков. — В то время как повышение эффективности зависит от взаимодействия инфраструктуры и подвижного состава — они должны начать «общаться», «говорить» друг с другом. И здесь незаменимы цифровые технологии.
Интеллектуальная система диспетчеризации, опираясь на информацию о местоположении поезда, позволит в автоматическом режиме находить наилучшие алгоритмы управления потоками и делать это с учетом заданных приоритетов: экономии электроэнергии, выполнения расписания движения или соблюдения сроков доставки грузов. В свою очередь, автоматизированные технологии управления локомотивом в нестандартной ситуации способны лучше любого машиниста выполнять все указания цифрового диспетчера. Таким образом, повышается эффективность перевозочного процесса в целом.
Основным направлением деятельности «ЛокоТех-Сигнала», образованного в 2017 году, стала разработка комплексных цифровых решений «борт + инфраструктура». А одним из базовых проектов цифрового дивизиона ТМХ определено масштабное внедрение автоведения — системы, которая способна автоматически, без участия машиниста, управлять подвижным составом согласно энергоэффективным алгоритмам при одновременном повышении безопасности, точности исполнения расписания и производительности труда. Сегодня такие устройства устанавливаются на все локомотивы, выпускаемые на заводах ТМХ, а также на действующие машины, переоборудование которых происходит в условиях депо. Системами автоведения, позволяющими снизить влияние человека на перевозочный процесс, оснащены уже более 5 тыс. локомотивов.