Примечательно, что развитие беспилотных технологий на железнодорожном транспорте имеет уже довольно давнюю историю. Испытания беспилотных поездов проводились в конце 1940-х годов, а первые образцы автопилотов для поездов пригородного сообщения появились в середине 1960-х.
В настоящее время беспилотные пассажирские поезда курсируют в 20-странах мира. В первую десятку самых протяженных беспилотных железнодорожных линий входят такие города, как Дубай, Ванкувер, Сингапур, а также Лилль, Пусан, Париж, Куала-Лумпур, Тулуза, Тайбэй, Токио. Скорое распространение беспилотных поездов пророчат и в России. О том, что РЖД активно ведет работы по созданию беспилотных поездов, например, недавно сообщил президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. По его словам, в частности, некоторые беспилотные технологии в настоящее время уже тестируются на станции Лужская (Ленинградская область), а также к применению беспилотников в целом готово Московское Центральное Кольцо (МЦК).
По мнению представителей логистических компаний, беспилотные технологии на транспорте дают много преимуществ. Директор проектного департамента компании Nawinia Rus Олег Урван отметил, что использование беспилотных технологий на железнодорожном транспорте увеличивает гарантии безопасности перевозок и влияет на четкость и своевременность процесса транспортировки, так как человеческий фактор отсутствует и если говорить о грузовом железнодорожном транспорте, то это очень сложный вопрос. Для возможности перевозки грузов на таком транспорте без машинистов потребуется четкое расписание движения поездов, что очень сложно выполнить, учитывая особенности движении грузового состава. В связи с развитием новых технологий есть вероятность, что в будущем перевозка без машинистов будет возможна. Но для этого необходимо решить множество вопросов для обеспечения безопасности [2].
Одновременно как в беспилотном автомобильном, так и в железнодорожном транспорте необходимы проверенные и безотказные решения. IT-советник генерального директора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин подчеркнул, что не так уж сложно научить двигаться автомобиль или поезд в автоматическом режиме, поддерживая оптимальную скорость и реагируя на простые раздражители: препятствия на дороге или смену сигнала светофора. Значительно сложнее научить автопилот делать это быстро и безошибочно, а ведь от его действий будут зависеть сохранность груза и чьи-то жизни. Кроме того, для полноценной работы автоматических транспортных средств необходима соответствующая инфраструктура. Это дорожная разметка и интеллектуальные центры в городах, точные и своевременно обновляемые карты, мощные бортовые вычислительные комплексы и чувствительные датчики, сеть для обмена информацией между участниками движения. «Интернет вещей» — это не только холодильники, покупающие продукты по списку в интернет-магазинах. Это и сложная система взаимодействия городского и личного транспорта с дорожной инфраструктурой: знаками, светофорами, другими машинами [2].