В декабре 2018 года исследовательский холдинг «Ромир» в рамках всероссийского опроса* поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние шесть месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2013 года, что позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян и их потребительские настроения в целом.
Согласно полученным результатам, за последний год россияне увеличили свои расходы практически во всех категориях (гистограмма 1). Исключением стала бытовая техника и электроника, которая уже третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику — с 13% в 2016-м до 7% в 2018 году. Вдвое, с 31 до 15%, сократилось число семей, которые не совершали никакие крупные траты за последнее полугодие.
Итак, за последний год больше всего увеличилась доля россиян, изрядно потратившихся на покупку одежды и обуви, — с 30 до 51%. Драйверами роста в этой категории стали молодые респонденты 18–24 лет — среди них 68% тратили на одежду в 2018 году.
В 2 раза выросла доля россиян, потратившихся на медицинские услуги, — с 15 до 31%. В основном такой вариант ответа указывали женщины и респонденты старше 60 лет.
Если в целом на бытовую технику россияне в прошлом году тратились менее охотно, чем в предыдущие годы, то число респондентов, купивших новые смартфоны, увеличилось ощутимо — с 9% в 2017 году до 15% в 2018-м
В ушедшем году каждый пятый россиянин (21%) потратил существенные средства на отдых. Таким образом, число россиян, выделивших существенные средства на путешествия, выросло вдвое по сравнению с 2017 годом и вернулось к показателю 2014 года.
Ремонтом квартиры или загородных домов / дач в 2018 году занимались 13%, что на 4% больше, чем в предыдущий период.
Аналогичный рост на 4% (с 7 до 11%) зафиксирован и в вопросе покупки новой мебели. То есть и в этом случае показатели вернулись на докризисный уровень 2014 года.