По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Узорочье браного ткачества рукодельниц Сольвычегодского уезда Вологодской губернии

Г.Н. Филиппова педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Верхнетоемский районный детско-юношеский центр», мастерская изучения народных ремесел «Берегиня»
Ключевые слова:

Проживаю я в небольшой деревушке на берегу Северной Двины, занимаюсь северновеликорусским браным ткачеством, где все пространство узорочья пронизано древними знаками. На протяжении нескольких лет я снимала для своей работы вещи ткачества в частных собраниях и в музеях старинных сел по Северной Двине. К примеру, о селе Черевково первое упоминание встречается в летописи 1516 года. Село Верхняя Тойма по письменным источникам известно значительно раньше, письменные источники его знают с 1137 года. Вот снимки из этих и других селений я бы хотела представить всем тем, кому интересно наше узорное искусство, передававшееся из поколения в поколение (рис. 1–27).

Каждый, даже самый маленький предмет с узорами браного ткачества — это драгоценное наследие рукодельниц ушедшего времени, это труд наших прабабушек, еще совсем недавно живших на этой земле, но в ином измерении и по-иному воспринимавших смыслы нашего бытия. Возникает огромный интерес понять суть и смысл драгоценного наследия, доставшегося нам от наших матерей и бабушек. Вот, например, маленькая тряпочка, всего с вершок убористого мелкого узора, но глаз не оторвать — притягивает, за душу берет глубинным смыслом важного послания. И как его прочесть? Почему до настоящего времени наука не в состоянии прочитать то, что умели толковать наши бабушки?

Мне выпало редкое счастье осваивать браное ткачество за настоящим старинным ткацким станом, осмыслить суть названий и образность его частей. На первый взгляд нехитрое устройство, но, поработав, понимаешь, насколько точно просчитаны все размеры, а части станка объединяют не только само его построение, но также вселенская знаковость смыслов названий всех его частей, идущих из глубочайшей древности.

Кросна — крепления для осей с нитями основы вырублены из цельного дерева с корнем, объединив в себе подземный и надземный мир. Они несут идею древа жизни, древа рода. Нить, спряденная из первозданного «беспорядка» кудели, на заправленном стане преобразуется в длинный и широкий упорядоченный поток нитей основы. Нить, включаясь в пояс, полотенце, становится нитью судьбы для будущих детей девы-пряхи, матери-пряхи.

Для Цитирования:
Г.Н. Филиппова, Узорочье браного ткачества рукодельниц Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Дом культуры. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: