УЖД не только работает в наши дни, но и приняла к себе под крыло музейное образование. Энтузиасты купили в поселке дом, построили на участке ангар и своими силами восстанавливали технику. С 2014 года начали проводить экскурсии, а в 2015 году музеем заинтересовалась Октябрьская железная дорога и пообещала поддержку. В музей пока нельзя приехать в любой день, нужно договариваться о поездке заранее.
Первый раз услышать о том, что в Тёсово-Нетыльском кто-то собирается создать музей железнодорожной техники, мне довелось три года назад. Уже тогда идея показалась, с одной стороны, сумасшедшей (кто поедет в музей в такой «медвежий угол»), с другой стороны — гениальной (хоть что-то в этом «медвежьем углу» появится новое).
Пусть не обижаются жители поселка торфяников, что называю это место «медвежьим». Не их вина в том, что некогда процветающий населенный пункт обветшал и состарился, что канули в Лету времена, когда главными праздниками Рогавки, как еще именуют эту местность по названию станции, были День работников торфяной отрасли и День железнодорожника.
В свои лучшие времена местное торфопредприятие было миллионником — добывало по миллиону тонн в год. Ежедневно со станции Рогавка уходили по 12 железнодорожных составов с этим полезным ископаемым, которое в основном использовалось в качестве топлива на электростанциях. Предприятие работало круглые сутки. Для вывоза торфа с полей использовалась система узкоколейной железной дороги. В Интернете можно найти список российских узкоколеек, так вот наша Тёсовская УЖД входила в число самых длинных, имела протяженность 150 км.
Одна из модификаций пассажирского вагона ПВ40, вагон-столовая, широко использовавшийся на торфопредприятиях и лесозаготовках. Данный вагон доставлен в музей в 2015 году из Демянского района Новгородской области с УЖД Лычковского леспромхоза. В настоящее время вагон восстановлен и может быть использован для заказных поездок.