Подавляющее большинство машин и механизмов содержит подшипники качения. При проектировании машин и механизмов конструктор сталкивается со следующей задачей: обеспечить возможность работы подшипникового узла в течение требуемого срока службы при минимальных его габаритных размерах, а также с учетом ценового фактора.
При правильно выбранных типе, размерах подшипника и расчетных условиях эксплуатации срок его службы обычно существенно превышает расчетный [1, 2].
При проектировании подшипникового узла необходимо учитывать следующее:
• выбранный тип подшипника должен соответствовать действующей на узел динамической и статической нагрузке и частоте вращения;
• конструкция узла должна обеспечивать надлежащее смазывание подшипника и его защиту от попадания воды и инородных частиц (грязи, пыли, песка и др.);
• удобство монтажа подшипника и демонтажа при его замене;
• посадочные места подшипников должны быть соосными и не вызывать перекосов в подшипниковом узле.
Должны быть учтены и другие требования, предъявляемые к конкретным конструкциям, такие как габаритные размеры узла, стоимость.
Анализ причин преждевременного выхода из строя подшипников показывает, что 1/3 из них имеет усталостные повреждения, а остальные 2/3 — результат повреждений подшипников при монтаже, из-за плохого смазывания или загрязнения.
На ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» постоянно проводятся работы по модернизации оборудования, целью которых является увеличение производительности, повышение качества готовой продукции, снижение эксплуатационных расходов и др.
В качестве примера проводимой на «БМЗ» эффективной работы, направленной на снижение текущих издержек и повышение эффективности производства, приведена модернизация обводного ролика ротора канатной машины TD-2. Узел ротора предназначен для скручивания (свивки) металлокорда для легковых шин.
Устанавливаемый в обводные ролики подшипник находится в сложных условиях эксплуатации ввиду особенностей кинематики механизма (рис. 1).