На современном этапе развития нашей страны большое значение придается проблеме увеличения продолжительности жизни за счет обеспечения здорового питания, позволяющего предупредить многие неинфекционные заболевания [1, 2]. Определенную роль в решении этой актуальной проблемы должна сыграть достоверная и доступная товарная информация на маркировке пищевых продуктов, в том числе и уведомительные знаки как новый вид информационных знаков. Уведомительные знаки — знаки, предназначенные для информирования потребителей об особенностях отдельных потребительских свойств товаров и (или) их упаковки [3].
Можно выделить следующие виды уведомительных знаков:
• место нахождения изготовителя;
• страна реализации товара;
• контакты;
• идентифицирующие упаковку;
• системы менеджмента качества;
• регистрационные;
• информирующие о сохраняемости товаров;
• потребительские.
Уведомительные знаки места нахождения изготовителя предназначены для информирования потребителя о месте нахождения производителя конкретного товара. Такие сведения необходимы, если корпорация имеет несколько филиалов, расположенных в различных регионах страны или даже в разных странах.
Уведомительные знаки страны реализации товара предваряют информацию, предназначенную для потребителей, о наименовании и составе продукции на доступном потребителям языке. Такие знаки применяются в тех случаях, когда товар определенной торговой марки предназначен для реализации как внутри страны, так и на экспорт (в России это в основном страны ближнего зарубежья) (рис. 1).
Так, апельсиновый нектар «Добрый» имеет на маркировке следующие уведомительные знаки страны реализации товара: RUS — Россия и KZ — Казахстан, с помощью которых можно выявить зарубежные каналы распределения товара конкретной фирмы.
Контактные уведомительные знаки используются для доведения информации, предназначенной для заинтересованных лиц, о контактных телефонах, электронных адресах, сайтах и т. п. Чаще всего этот знак имеет вид телефона с указанием конкретных сведений, но могут применяться и другие символы.