В этом году в России прогнозируется спад экономики, двузначная инфляция и рост числа безработных. На рынке труда наблюдается стимулируемый из‑за рубежа отток критически важных для страны специалистов. Необходимо формировать защитные меры, прежде всего речь идет о разработке экономических стимулов для высококвалифицированных специалистов, врачей, ученых, а также о создании карьерных лифтов для молодых профессионалов. Кроме того, необходимо повышение минимального размера оплаты труда и пособия по безработице. Пока нет массовых сокращений персонала, при этом в ряде компаний временная пауза. Среди таких организаций не только иностранные, но и отечественные компании. Они заняты поиском новых поставщиков тех импортных компонентов, сырья, оборудования, которые перестали поставляться в нашу страну. Это зачастую требует пересмотра технологических процессов и переобучения персонала, поэтому государство приняло решение о субсидировании переподготовки в размере до 60 тыс. руб. на одного сотрудника. Необычной мерой поддержки стало разрешение временного срочного перевода, когда работник простаивающего предприятия может временно трудоустроиться в другую компанию, сохранив за собой прежнее рабочее место. Центры занятости изменили подход к программам переподготовки: их разрабатывают в сотрудничестве с работодателями и вовлекают в них сотрудников, находящихся под угрозой сокращения. Это позволяет человеку «бесшовно» менять работу, не становясь безработным. Кроме того, образовательные программы в значительной степени переориентируются с низкоквалифицированных работников на образованных специалистов.
Как и раньше, перед руководством страны стоит задача достижения национальной цели по сокращению неравенства и бедности.
Официальные исследования показали: общество ожидает, что в кризис государство должно поддерживать тех, кто попал в трудную ситуацию, а не только «традиционно» бедных (пенсионеров и др.). И действия властей в целом соответствуют этому запросу. В условиях неопределенности система социальной защиты превращается в подушку безопасности — макроэкономический и социально-политический стабилизатор. Система социальных служб должна быть готова к тому, чтобы менять формат социальной помощи. Возможно, нужно предусмотреть переход от «ковровых» мер социальной поддержки к таргетированным. Кроме того, необходима дерегуляция и открытие максимальной свободы для малого и среднего бизнеса и самозанятых, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Это поддержит доходы и занятость и обеспечит «рассеянный ввоз» в страну зарубежных товаров, импорт которых по другим каналам фактически прекращен.
С уважением, от лица редакции журнала Светлана Испулова