По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели!

С древнейших времен человек желал властвовать над всем миром, не только захватывая территории, но и покоряя природу. Уже в дохристианскую эпоху начали складываться первые коллекции животных, где их содержали напоказ. С развитием культуры и науки связана трансформация зверинцев в зоопарки, то есть специально выделенные участки территории, оборудованные и декорированные для публичного показа зверей, птиц, рептилий и продолжительного за ними наблюдения. Факторами, способствовавшими росту интереса к животному миру, были Великие географические открытия XV–XVI веков, развитие гуманитарных, естественных наук и общего знания. В настоящее время зоопарки определяют себя как живые музеи природы, целью которых является вклад в сохранение биоразнообразия планеты.

Сегодня зоопарки — популярный объект посещения как местными жителями городов и регионов, в которых они располагаются, так и туристами. Ключевым вопросом для музеев живой природы становится осознание своей миссии и концепции развития, вытекающей из своей истории происхождения: от потешного зверинца до научно-исследовательского центра. Международный комитет музеев и коллекций естественной истории является стратегическим партнером WAZA в плане признания ключевой роли зоопарков и аквариумов в деле сохранения природных популяций видов. Важно, чтобы природоохранный компонент был интегрирован в каждый аспект повседневной работы зоологических организаций.

Современные зоопарки далеко ушли в развитии от первых зверинцев, и самым большим их достижением является возникновение понятия «благополучие животного». Это сложное понятие рассматривается многими отраслями науки, но в общем понимании его можно описать как «физический и психологический комфорт». Параллельно с развитием научного изучения благополучия животных развивались и методики его создания и поддержания в зоопарках. Тренинги кардинально меняют поведенческие установки и освобождает животное от страха и стресса перед человеком и связанными с ним действиями. Животные и люди обучаются общему для них языку и учатся разговаривать друг с другом.

Экологическое воспитание, просветительная деятельность в зоопарке — это не просто обмен знаниями о мире природы. Это процесс привлечения людей к охране природы и установление связей, которые не только принесут пользу животным и их среде обитания, но и помогут людям больше узнать о себе и своих корнях.

Информатизация музеев живой природы под открытым небом требует особых подходов к их учету и мониторингу состояния. Это проблемы, одинаково актуальные для музеев, заповедников, исторических садов и парков. Для их решения создаются геоинформационные системы — современный инструмент управления территорией.

Деятельность музеев живой природы способствует повышению туристической и инвестиционной привлекательности городов, в том числе развитию внутрирегионального туризма, повышению экологической грамотности и культуры населения, развитию и популяризации социально значимых форм организации досуга населения.

Человек имеет значение только относительно своего положения и взаимодействия с другими субъектами: в эволюции играют роль «не единицы, а множества». Следовательно, «культурные» и «природные» субъекты имеют одну и ту же базовую задачу: выстроить связи с другими «ради того, чтобы стать сильнее и убедительнее»1. Природа и культура — это единое, взаимопроникающее целое. Понимание, что «музей природы» — зоопарк — в широком смысле равен «музею культуры», способно стереть слепые пятна в структуре знания человека о мире и о самом себе.

Язык статьи:
Действия с выбранными: