В данном номере журнала мы продолжаем публикацию материалов на темы, связанные с развитием высшего образования как системы, требующей и учебно-методического и научного обеспечения. Интеграция науки и образования — одно из основных направлений развития образования и один из ведущих его принципов. В данном номере осмысливается вопрос о качестве интеллектуальной элиты. Действительно, образование — это тот фактор, который влияет на человеческий потенциал любого общества — то есть, качества людей, вовлеченных в активную деятельность в любой сфере — как экономической, так социальной или культурной. Особой значимостью ценность образования обладает в рамках и такого понятия, как человеческий капитал, означающего совокупность знаний, умений, навыков в любой сфере профессиональной деятельности.
При этом очевидно, что образование в XXI веке не может выступать только в качестве набора переданных и, соответственно, усвоенных знаний и навыков, которые фиксируются в компетенциях. Неотъемлемой составляющей современного образования, направленного на формирование специалиста не только как участника экономической и любой иной деятельности, но и как его субъекта, является понимание. Субъектность предполагает наличие таких свойств, как самостоятельность мышления, способность к активной творческой, преобразующей деятельности, чувство ответственности за ее результаты. Осуществление профессиональной активности с позиции понимания связано не только с усвоением и применением новой информации, но и включением этого нового знания в существующую систему идей и представлений с обязательным его осмыслением.
Понимание — это центральное, основное и системообразующее понятие, определяющее специфику современного образования. Сегодня образование не может опираться лишь на объяснение, оно должно развиваться как эффективное и целесообразное только в ситуации субъект-субъектности, где и преподаватель, и студент вместе выступают участниками образовательного процесса. Более того, в рамках исследовательских практик и научной работы студентов, ведущейся под руководством профессоров и доцентов, осуществляются научные открытия, принадлежащие совместному творчеству обучающихся и их наставников. Именно так существует наука — через развитие научных школ, передачу знаний, совместное осуществление образовательной и научной активности. Такими знаниями, сопряженными со способностью к креативности и пониманием смысла происходящего, в совокупности с высокими моральными принципами и духовным содержанием, опирающимся на традиции России, должен обладать современный специалист.
С уважением, А.В. Костина