Начинается новый учебный год, и для всех нас — тех, кто занят в сфере науки и образования, — это важное событие. Что ожидает нас в этом году? Практически полный переход по всем направлениям и специальностям на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, что связано с завершением формирования образовательных программ и их материального, кадрового, учебно-методического обеспечения. Также можно говорить об усилении научной составляющей в вузах страны, которое стимулируется не только аккредитационными показателями и показателями мониторинга эффективности, но и требованиями к образовательным организациям, особенно тем, при которых функционируют диссертационные советы. Это выражается в части соответствия членов диссовета таким показателям, как участие с приглашенными докладами на международных конференциях, цитируемость и наличие научных публикаций в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий с указанием импакт-фактора журнала, в изданиях, индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных Web of Science и Scopus, а также Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef, MathSciNet, BioOne, Compendex, CiteSeerX и т.п. Еще одним трендом нового учебного года станет укрепление образовательных организаций в части соответствия их деятельности требованиям Министерства образования и конкуренция вузов в образовательном пространстве, которая найдет отражение в рейтинговании и ранжировании вузов, осуществляемыми самыми различными организациями — как зарубежными, так и отечественными. И, безусловно, в этих рейтингах будет уделяться самое пристальное внимание таким показателям, как профессиональная успешность выпускников, их востребованность на рынке труда, заработная плата.
Важные решения Министерства образования, по-видимому, будут приняты в отношении ЕГЭ — еще в 2016 году на официальном сайте ведомства была размещена новость об изменениях в государственной итоговой аттестации. Прежде всего планируется учитывать в балле аттестата оценки, полученные при сдаче ЕГЭ. Что касается набора экзаменов, то с 2017 года выпускники школ будут сдавать четыре экзамена — три обязательных и один по выбору учащихся. Более того, к 2019 году планируется довести число необходимых предметов до шести, что даст абитуриентам возможность более широкого выбора высших учебных заведений для поступления. Обязательные предметы в 2017 году — те же, что и в прошлые годы: математика и русский язык. Третий предмет еще окончательно не назначен. Из вероятных решений — это история (обусловлено скудостью знаний современной молодежи в этой области, важной в том числе для формирования гражданского сознания), иностранный язык (в 2017 году он будет апробирован в некоторых школах, а в 2022-м будет введен как обязательный), физика (связано с нехваткой специалистов в области инженерии). В любом случае изменения в области итоговой аттестации школьников в виде ЕГЭ происходят, они достаточно существенны, и это позволяет надеяться на их позитивное влияние на качество потенциала будущих абитуриентов вузов и, соответственно, на качество подготовки будущих специалистов.