В самом конце 2015 года состоялось заседание Госсовета по проблемам образования. Несмотря на то что проблемы образования обсуждаются на таком высоком уровне регулярно, содержание этого заседания представляется принципиально важным. Во-первых, на нем прозвучали слова Президента России о необходимости акцентировать внимание на содержании учебной работы, а не на отчетности о ней, так как главное дело педагога — передавать знания. Вопрос оптимизации рабочего времени для современного преподавателя сегодня приобретает особую актуальность — введение в школе электронного журнала увеличило «бумажную» нагрузку как на педагогов, так и на образовательные организации в целом. Президент предложил, чтобы «бюрократическую, отчетную работу взяли на себя прежде всего учредители школ» — как правило, это муниципальные и региональные организации органов власти, а количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ было упорядочено. Вопрос оптимизации времени преподавателя актуален и в высшей школе — его осмыслению посвящена одна из статей нашего номера журнала.
Столь же важным представляется вопрос о соответствии качества учительского труда, профессионализма преподавателей и их материального и морального поощрения, которое должно не только фиксировать компетентность преподавателей, но и стимулировать их дальнейший творческий рост. Причем качество образовательного процесса и эффективность образовательных методик целесообразно осуществлять представителям экспертного сообщества — преподавателям, ученым, теоретикам образования, а не чиновникам. Соответственно, такие преобразования потребуют внедрения современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые позволят российскому образованию стать лучшим в мире. А следовательно, необходимо эффективно использовать ресурсы вузов, научно-исследовательских институтов, образовательных центров, которые могут выступить в качестве опытной площадки для исследования эффективности различных практик обучения.
Наконец, обратимся еще к одному вопросу, обсуждаемому на заседании Госсовета, связанному с технологиями передачи знаний. Речь об электронной школе, которая может стать важным информационным ресурсом для современных школьников. Она может вместить в себя не только учебные материалы и пособия, не только книги — первоисточники, но также лекции знаменитых ученых и педагогов, произведения литературы и искусства, образовательные программы, фильмы и спектакли, вошедшие в золотой фонд мировой культуры, собрания произведений искусства. Наличие таких ресурсов позволит пользоваться ими всем обучающимся вне зависимости от региона и станет шагом на пути построения информационного общества.