В самом конце прошлого года были одобрены два документы, которые должны оказать существенное влияние на развитие науки и образования в России, а также на развитие научно-технического потенциала страны в целом. Это Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы) (принята распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р) и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 24.12.2020 г. и одобрен Советом Федерации 25.12.2020 г. Документ в силу пока не вступил). Первый документ определяет стратегические направления в развитии науки России, второй направлен на повышение результативности институтов подготовки научных кадров. Эти два документа зафиксировали те тенденции, которые были достаточно явными на протяжении нескольких лет — о них говорили, спорили, доказывали их продуктивность и эффективность. Хотелось бы остановиться на втором из документов, так как он непосредственным образом касается системы высшего образования в целом.
Итак, первым, самым существенным фактором является изменение формы подготовки кадров высшей квалификации, связанной с заменой Федеральных государственных образовательных стандартов на Федеральные государственные требования — к структуре программ, условиям их реализации, срокам освоения. При этом обучение будет осуществляться по научным специальностям в соответствии с обновленной номенклатурой специальностей, по которым присуждаются ученые степени.
Самые главные изменения связаны с существенными коррективами, которые внесены в формы отчетности в рамках аспирантуры. Так, в качестве итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) рассматривается оценка «диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике»» (ст. 59, ч. 3). При этом выдается «заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям», установленным ранее обозначенным законом, и «свидетельство об окончании аспирантуры» (ст. 60). Лицам, защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, присуждается степень кандидата наук. Для сравнения: ранее обучение в аспирантуре завершалось выдачей диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», что давало право преподавать в вузе.