Наш номер мы открываем рубрикой, посвященной особому месту в образовательном процессе таких гуманитарных дисциплин, как литература, история, философия и их роли в процессах социализации. Очевидно, что эти дисциплины выступают своеобразным фундаментом для формирования сознания и личностных характеристик обучающегося. О том, что этот вопрос чрезвычайно современен, говорили участники вебинара, состоявшегося в РАНХиГС 25 июня 2020 г. и посвященного роли литературы в обучении школьников и студентов. Эксперты — Леонид Клейн, старший преподаватель Президентской академии, и Антон Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников и член Совета по русскому языку при Президенте РФ — отметили, что приобщение к литературе через чтение сегодня становится одним из самых насущных вопросов.
Действительно, навык потребления информации в виде цифровых фрагментов, представленных в Сети, затрудняет способность к вдумчивому и неторопливому погружению в текст, именно поэтому сегодня в школе процент активных читателей среди обучающихся составляет от 5 до 15 %. Сегодня становится очевидным, что в цифровом обществе задачи литературы расширяются, так как именно письменная речь — язык и литература — становятся факторами формирования у человека логического последовательного мышления, так как каждое положение текста обусловлено предыдущими высказываниями и скреплено с ними целой совокупностью причинно-следственных связей. Кроме того, литература активно участвует в формировании индивидуальности, гражданственности, нравственности, а также таких способностей, как саморефлексия, воображение. Именно литература задает в значительной степени те границы, которые позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на его события.
Отсутствие подобного навыка зачастую становится препятствием для успешного развития обучающегося в рамках вузовской системы — обучение требует освоения значительного числа статей и монографий, где текст оказывается объемным, сложно структурированным, насыщенным специальной терминологией, оснащенным особым исследовательским и методологическим аппаратом. Освоить такие тексты оказывается под силу только тем, кто владеет навыком чтения уже к началу обучения в вузе. Особенно необходимым этот навык оказывается в магистратуре, где присутствует существенный научный компонент. В аспирантуре же этот навык составляет основу профессиональных компетенций, позволяющих успешно завершить обучение в аспирантуре и защитить диссертацию.