Одним из важнейших вопросов современного образования является его научная составляющая. Она проявляется, во-первых, в вовлеченности в научный процесс самих преподавателей, что выражается в таком показателе, учитываемом Федеральными государственными образовательными стандартами, как остепененность. Вторая составляющая этого процесса — участие в научной работе самих обучающихся, прежде всего бакалавров и магистров, — для аспирантов НИР является основополагающей.
Почему эти естественные формы участия в научной деятельности выступают как проблемы? Это связано с несколькими факторами, прежде всего — с интенсивным оттоком в 1990-е годы из сферы науки молодых кандидатов и докторов наук, которые находили возможность применить свои знания в иных областях, с более высокой заработной платой и более перспективных с точки зрения карьерного роста. Эта тенденция была доминирующей примерно в течение полутора десятилетий. Затем темпы снижения численности занятых в научной сфере замедлились, но общая тенденция сохранилась — к 2015 году за предыдущее десятилетие число научных исследователей снизилось на 2,4%. Причем при сохранении примерной численности специалистов с возрастом от 70 лет группа 40–50-летних ученых сократилась примерно на треть. А именно эти ученые являются наиболее эффективными работниками как обладающие большим опытом, современными знаниями, сохранившие креативность и творческую активность. Однако период 2006–2015 годов оказался позитивным для молодых ученых до 29 лет, численность которых повысилась на 16,1%. Эти процессы повлияли на структуру данной социальной группы: если в 2000-е годы в ней доминировали 40–60-летние, то к настоящему времени не достигших сорокалетия ученых — около 44%.
Эти цифры говорят о многом — о том, что науке сегодня в стране уделяется значительное внимание. Это и национальный проект «Наука» с таким его федеральным направлением, как «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок», направленным на привлечение талантливой молодежи в науку, это и социальные аргументы — престижность профессии, высокая заработная плата, возможность достойного жизнеобеспечения, и профессиональные — уровень научного знания в стране, современное оборудование, достойные лабораторные условия, ощущение востребованности полученных результатов.