В данном номере мы продолжаем обсуждать тему, связанную с национальными моделями образования. Чрезвычайно важно, что эти модели, равно как и сами национально-культурные системы, складываются в мире, по своим характеристикам глобальном. Несмотря на то что глобализация — это субъективно-объективный процесс, где есть безусловные лидеры глобализации и источники этих процессов в виде стран-лидеров, но этот процесс в значительной степени объективен.
И связность миру придают не только капиталы, банки и транснациональные корпорации, в известной мере управляющие мировой экономикой, но и технологии — прежде всего сетевые, позволяющие выступать как взаимосвязанным всем процессам мирового развития. И здесь национальные модели образования выступают как раз в качестве тех источников содержания, которые сохраняют специфику культурного развития страны, внимание и уважение к ее истории, символам, смыслам, ценностям.
Однако стремительное развитие новых технологий — процесс неостановимый, где каждые три года происходит переход на новые поколения техники. Это означает, что современное образование должно формировать компетенции, связанные со способностью выпускников не только работать с инновационными технологическими системами, но и создавать продукцию новых технологических поколений. Эти задачи определены такими документами, как «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». Цифровая экономика — это, по существу, характеристика четвертого экономического уклада, основанного на качественно новом уровне использования «информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности», как это определено в правительственной программе «Цифровая экономика», это «умное производство», гибкое и быстро переналаживаемое, это цифровизация всех процессов управления, это перевод этапа проектирования сложных объектов в процесс построения 2D- и 3D-моделей и многое другое. Без этих технологических изменений построение четвертого технологического уклада невозможно. Именно к способности соответствовать технологическим изменениям и работать в системе цифровой экономики мы готовим наших выпускников. На эти процессы подготовки новых кадров с новым технологическим мышлением направлена концепция Единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия, которая должна быть реализована к 2021 году. Для этого, в частности, планируется совместно двумя министерствами — Минэкономразвития и Минобрнауки — создание международных центров подготовки и переподготовки кадров цифровой экономики.