Начался учебный год, в аудитории пришли новые студенты, вузы подвели итоги набора, а только что завершившаяся приемная кампания позволяет сделать ряд выводов. Первый из них важен — в российские вузы только на бюджетные места пришло более 435 тысяч студентов, закрыв их общую численность на 98,5%, соответственно, объем мест для дополнительного приема стал примерно в три раза меньше, чем в прошлом году. Второе — это соответствие приема в вузы потребностям экономики. Наиболее востребованными в этом году стали инженерные и технические специальности и направления, связанные с высокими технологиями и промышленным развитием. Не может не вызвать удовлетворения тот факт, что существенно возрос интерес к профессии преподавателя, обусловив рост приема на педагогическое направление. Остались в приоритете и медицинские специальности, традиционно являющиеся наиболее престижными и востребованными. Кроме того, планируется пересмотр системы распределения бюджетных мест, которые будут через госзаказ выделяться теми сферами экономики и производства, где дефицит кадров ощущается особенно остро.
Хороший набор в вузы свидетельствует о стремлении молодежи к развитию своих качеств и компетенций, полученных в школах и колледжах. Это тем более важно, что переход на новую систему образования, первые шаги в направлении к которой уже сделаны, позволит акцентировать в высшем образовании его связь с практикой при сохранении и даже усилении его фундаментальности, а также гибкость самих образовательных технологий, что позволит сделать высшее образование более доступным и соответствующим запросам обучающихся. Эти изменения найдут отражение, среди прочего, в новых образовательных стандартах, которые расширят линейку направлений подготовки и специальностей и актуализируют ее, учитывая тот факт, что сегодня становятся востребованными ранее неизвестные специальности — такие, как робототехник, врач-генетик, разработчик игр, тьютор, кибернетик, биотехнолог, ИТ-генетик, нейропсихолог и многие другие. Работа над этим перечнем новых профессий, как сообщил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, уже ведется. В соответствии с этим будет расширена система федеральных учебно-методических объединений (ФУМО), где планируется создание объединений, связанных с цифровыми навыками и искусственным интеллектом.