По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор журнала «Ученый совет»

Современный мир отличается большой степенью неустойчивости, где многие процессы выступают не только как незавершенные, но также как турбулентные и непредсказуемые. Подобная ситуация обусловлена целым рядом факторов, и один из основных — изменение в мировом сообществе роли Запада в качестве ведущего триггера геополитических трансформаций и их субъекта. Сегодня становится очевидным, что альтернативой коллективному Западу в качестве центра мирового развития становятся и иные страны, обладающие цивилизационной самобытностью. Это приводит к выстраиванию архитектуры геополитических отношений, как либо многополярной, либо биполярной, где группа западных стран и примыкающих к ним (это примерно 50 стран) соотносится с группой большинства не-западных стран (примерно 140 стран). При этом данное соотношение выстраивается не только как политико-экономическое, но также как ценностное, а сама политика предстает в качестве аксиополитики. Важно, что аксиология введена в понятийный тезаурус не столько в рамках философии и теории культуры, сколько в рамках политики и идеологии, где понимание России как самобытного государства-цивилизации привело к перестройке дискурса о России и понимания России. Подобные трансформации отражены в законодательстве в сфере образования, где Указ Президента о ценностях 2022 г., Стратегия национальной безопасности РФ 2021 г., Концепция внешней политики России 2023 г. нашли отражение в изменении содержания образовательных программ и введении многих дисциплин с выраженным патриотическим содержанием, в том числе, Основ российской государственности. Существенные преобразования произошли и в сфере воспитания — в соответствии с законом «О молодежной политике в Российской Федерации» 2020 г. с изменениями от 2024 г., а также Стратегией реализации молодежной политики 2024 г.

Все это свидетельствует о том, что установка на заимствование во всех сферах, особенно, в сфере образования, является непродуктивной и ведет к потере суверенитета. Это ставит перед нами — преподавателями и учеными — задачи, связанные не только с передачей знания, но также с воспитанием и формированием поколений, которые будут строить будущее страны. И в этом смысле труд тех, кто занят в системе науки и образования обладает такой же значимостью, как и труд тех, кто выстраивает будущее страны в области технологий, производства и безопасности. Этим проблемам посвящен данный номер журнала.

Для Цитирования:
А.В. Костина, Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: