По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

Образование и наука являются ресурсами национальной безопасности любой страны. Это связано с тем, что безопасность государства обеспечивается не только экономическими и военными ресурсами, но, прежде всего, его человеческим ресурсом, его гражданами — их отношением к государству, пониманием своей роли в его укреплении, ценностями и приоритетами, образом будущего. Все это формируется в значительной степени через систему образования, которое не только выстраивает систему знаний, но и тот образ мира, который помогает осознать величие своей страны через ее историю, достижения и героические страницы. Образование формирует идентичность народа, который осознает себя как органичную целостность, несмотря на внутренние этнические и религиозные различия.

В 1990-е годы развал образования осуществлялся параллельно с развалом страны, поэтому сегодня профессиональное преподавательское сообщество с удовлетворением относится к тем реформам, которые выстраивают суверенное, национально-ориентированное образование. Среди этих реформ важнейшая связана с отказом от Болонской системы и переходом на собственную. Пилотный проект по данной реформе, реализация которого должна быть завершена в 2025–2026 учебном году, направлен на возвращение к традиционной системе подготовки специалистов в вузах с опорой на знания, опыт, традиции отечественной педагогики и передовые технологии и с учетом новейших тенденций развития науки и технологий. В рамках выстраивания новой системы реализуется и проект создания единых учебников по всем предметам, преподаваемым в школах. Это чрезвычайно важный шаг, так как именно учебники формируют не только единое образовательное пространство, но, что более важно, единое знаково-символическое пространство, единую совокупность ценностей и представлений о мире. Первый такой учебник по новейшей истории был поставлен в школы уже в 2023 году, а в вузах была введена дисциплина «Основы российской государственности» с точным регламентом его содержание через подготовленные Минобрнауки России методические рекомендации. Образовательная структура в новых регионах России в ближайшие годы также должна быть приведена к общероссийским стандартам.

Март в России щедр на педагогические и научные дарования. В марте появились на свет: педагоги К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко; основатель советской научной школы оптики С.И. Вавилов; основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский; авиаконструктор С.В. Ильюшин; изобретатель радио А.С. Попов; Нобелевский лауреат, физик Ж.И. Алферов. Но, кроме этого, март является особым для женщин, работающих в сфере образования и науки — в России их доля среди преподавателей вузов и учителей школ составляет 58% и, соответственно, 85%, среди ученых — 43%. Поэтому Международный женский день — особый праздник для всех женщин сферы науки и образования. С праздником, уважаемые коллеги!

С уважением, А.В. Костина

Язык статьи:
Действия с выбранными: