По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.333

Уточненная математическая модель синхронного магнитоэлектрического электропривода для расчетов в реальном времени

Мартынов В.А. д-р техн. наук, профессор, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, г. Иваново
Голубев А.Н. д-р техн. наук, профессор, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, г. Иваново
Алейников А.В. аспирант, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, г. Иваново

Предложена математическая модель для расчета в реальном времени динамических режимов работы m-фазного синхронного двигателя с постоянными магнитами, учитывающая реальное распределение магнитного поля в активной зоне машины с учетом насыщения магнитной цепи, дискретного распределения многофазной обмотки статора по пазам и перемещения зубчатого сердечника статора относительно ротора с постоянными магнитами. Разработанную модель можно использовать в качестве наблюдателя состояния в системах управления, на ее основе возможна разработка алгоритмов управления двигателем, улучшающих виброшумовые показатели электропривода.

Литература:

1. Стрижков И.Г. Основы теории синхронных машин с несколькими обмотками на статоре / И.Г. Стрижков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – № 10(84). – С. 469–507.

2. Руденко Е.С., Морозов Д.И. Линеаризованная математическая модель синхронного двигателя с постоянными магнитами как объекта управления // Сборник научных трудов ДонГТУ. – 2016. – № 1. – С. 88–93.

3. Баранов М.В., Корчагин О.А. Разработка математической модели высокомоментного синхронного двигателя при проектировании прецизионных приводов. Инженерный журнал: наука и инновации. – 2013. – Вып. 8. – 10 c. – DOI 10.18698/2308-6033.

4. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин: учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 327 с.

5. Осипов Ю.М., Борисов П.А. Методы расчета линейных электрических цепей. Учебное пособие по курсам электротехники и ТОЭ. – СПб: НИУ ИТМО, 2012. – 120 с. Мартынов В.А., Голубев А.Н., Алейников А.В. Математическое моделирование режимов работы многофазных синхронных двигателей с постоянными магнитами // Вестник ИГЭУ. – 2013. – № 2.

7. Мартынов В.А. Современные методы расчета нелинейных электромеханических устройств // ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2000. – 140 с.

Развитие технологий изготовления постоянных магнитов (ПМ) привело к их применению в многих отраслях промышленности, в том числе и в электродвигателях. В связи с этим синхронные двигатели с постоянными магнитами (СДПМ) получили широкое распространение. Тем не менее для расчетов динамических режимов работы таких двигателей используют модели обобщенной двухфазной машины переменного тока, а математическое описание основывается на уравнениях Парка-Горева. В таких моделях присутствует ряд идеализирующих допущений, в числе которых: предположение о гладком воздушном зазоре, учет только радиального синусоидального распределения индукции в зазоре, отсутствие учета насыщения стали магнитной цепи, симметрия обмоток статора, отсутствие гистерезиса [1, 2].

Методы исследования. В основе анализа режимов работы любой электрической машины лежат дифференциальные уравнения электрического состояния ветвей, электромагнитного момента и уравнения движения вращающихся частей.

Уравнения динамики механической системы, включающей электрическую машину с одной степенью свободы, для вращающихся машин, имеют вид [4]:

где: J – момент инерции ротора;

МЭ и МС – электромагнитный момент и момент сопротивления, приложенные к валу ротора соот ветственно;

Ω − угловая частота вращения ротора;

α − угол поворота ротора относительно статора в момент времени t.

Если пренебречь токами смещения по сравнению с токами проводимости и рассматривать обмотки машины как электрические цепи с сосредоточенными параметрами (рис. 1), то уравнения переменных состояния для всех m фаз обмоток статора СДПМ могут быть представлены в виде следующего матричного уравнения:

где: [u] = [u1, u2, ..., um] T − матрица-столбец мгновенных напряжений, приложенных к фазам обмотки статора;

[Ψ] = [Ψ1, Ψ2, ..., Ψm] T − матрица-столбец мгновенных потокосцеплений фаз обмотки статора;

[R] = diag [R1, R2, ..., Rm] − диагональная матрица активных сопротивлений фазных обмоток;

[i] = [i 1, i 2, ..., i m] T − матрица-столбец мгновенных фазных токов.

Для Цитирования:
Мартынов В.А., Голубев А.Н., Алейников А.В., Уточненная математическая модель синхронного магнитоэлектрического электропривода для расчетов в реальном времени. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: