По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3 DOI:10.33920/sel-10-2201-02

Утилизация литий-ионных и свинцово-кислотных аккумуляторов в агропромышленном комплексе

Герасимов В. С. вед. спец., ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ
Баулин Н. К. инженер, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ

С увеличением общего количества энергонасыщенной сельскохозяйственной техники (СХТ) начинает все острее подниматься вопрос о ее негативном влиянии на окружающую среду к концу жизненного цикла, а именно в период утилизации и переработки компонентов. Речь идет о экологически опасных элементах выведенной из эксплуатации техники (ВЭТ), которые редко учитывают при окончании жизненного цикла СХТ, а именно об аккумуляторных батареях (АКБ). В связи с этой назревающей проблемой необходимо рассмотреть ее техническое и практическое решение. В данной работе представлены нормы сроков службы аккумуляторов разных типов исполнения в зависимости от режимов и условий эксплуатации, а также наработки подвижного состава. Изучены конструктивные особенности каждого вида батарей и способы их утилизации.

Литература:

1. Игнатов В. И., Дорохов А. С., Трофименко Ю. В. и др. Современные тенденции фор мирования системы рециклинга техники / Под общ. ред. В. И. Игнатова. — М.: Перо, 2019. — 557 с.

2. Тишанинов И.А., Баулин Н.К. Анализ состояния переработки и рециклинга техники в Российской Федерации и за рубежом // Донецкие чтения — 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26–27 октября 2021 г. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. — С. 67–68.

3. Малыха Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев // Экономика сельского хозяйства России. — 2019. — № 6. — С. 62–68.

4. Герасимов В. С., Соловьев Р. Ю., Каперзов А. О. Методы утилизации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2017. — № 5. — С. 61–67.

5. Каперзов А.О., Герасимов В.С., Буряков С.А. Современные технологии в утилизации литий-ионных АКБ // Технический сервис машин. — 2018. — Т. 133. — С. 42–48.

6. Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Игнатов В. И., Баулин Н. К. Концепция утилизации сельскохозяйственной техники и общие принципы ее проведения // Технический сервис машин. — 2021. — № 3 (144). — С. 72–81.

7. Методика определения величины утилизационного сбора для выведенной из эксплуатации самоходной техники / В. И. Игнатов, А. С. Дорохов, В. С. Герасимов, В. А. Дени сов // Инженерные технологии и системы. — 2019. — Т. 29. — № 1. — С. 124–139.

8. Способы поддержки жизненного цикла сельскохозяйственной техники / В. И. Игнатов, А. С. Дорохов, З. Н. Мишина, В. С. Герасимов // Техника и оборудование для села. — 2018. — № 10. — С. 40–43.

Количество, как и высокая технологичность автотракторного парка агропромышленного комплекса (АПК), со временем будет только увеличиваться, в результате чего появляется необходимость в ее еще большей энерговооруженности. В современном мире в каждую технику встраиваются электронные компоненты, что приводит к необходимости внедрения аккумуляторных батарей (АКБ) различных типов исполнения.

На сегодняшний день машинотракторный парк АПК имеет большое разнообразие источников электрической энергии АКБ. Их конструктив и параметры зависят от многих факторов, таких как: мощность тока, срок службы, температурный режим эксплуатации и т. д. Следует отметить, что у разных видов батарей есть свои технические особенности, которыми нельзя пренебрегать. Такие особенности требуют применения различных технологий, а именно разработки специальных систем для использования разных типов оборудования [1–3]. Наибольшее распространение получили литий-ионные и свинцово-кислотные АКБ. Типовые сроки службы для свинцово-кислот ных аккумуляторов представлены в РД-3112199-1089-02 (Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков) (см. таблицу).

Литий-ионные батареи выпускают довольно продолжительное время под различные цели и задачи, но единого технического регламента для их использования на сегодняшний день пока не разработано.

Цель исследования — рассмотреть различные способы и методы переработки АКБ в условиях предприятий инженерной службы АПК, а также выделить главные преимущества и недостатки каждого из них.

Самым распространенным типом АКБ для питания бортовой сети энергонасыщенной техники являются свинцoвo-киcлoтныe AKБ. Реагентами для источников питания этого вида являются Pb и PbO2 , a электролитом служит раствор серной кислоты. Наиболее распространенный способ использования свинцово-кислотных АКБ — питание стартера ДВС. В процессе эксплуатации батарея деградирует, теряет свою емкость и подлежит специальной утилизации [4].

Для Цитирования:
Герасимов В. С., Баулин Н. К., Утилизация литий-ионных и свинцово-кислотных аккумуляторов в агропромышленном комплексе. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: