Количество, как и высокая технологичность автотракторного парка агропромышленного комплекса (АПК), со временем будет только увеличиваться, в результате чего появляется необходимость в ее еще большей энерговооруженности. В современном мире в каждую технику встраиваются электронные компоненты, что приводит к необходимости внедрения аккумуляторных батарей (АКБ) различных типов исполнения.
На сегодняшний день машинотракторный парк АПК имеет большое разнообразие источников электрической энергии АКБ. Их конструктив и параметры зависят от многих факторов, таких как: мощность тока, срок службы, температурный режим эксплуатации и т. д. Следует отметить, что у разных видов батарей есть свои технические особенности, которыми нельзя пренебрегать. Такие особенности требуют применения различных технологий, а именно разработки специальных систем для использования разных типов оборудования [1–3]. Наибольшее распространение получили литий-ионные и свинцово-кислотные АКБ. Типовые сроки службы для свинцово-кислот ных аккумуляторов представлены в РД-3112199-1089-02 (Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков) (см. таблицу).
Литий-ионные батареи выпускают довольно продолжительное время под различные цели и задачи, но единого технического регламента для их использования на сегодняшний день пока не разработано.
Цель исследования — рассмотреть различные способы и методы переработки АКБ в условиях предприятий инженерной службы АПК, а также выделить главные преимущества и недостатки каждого из них.
Самым распространенным типом АКБ для питания бортовой сети энергонасыщенной техники являются свинцoвo-киcлoтныe AKБ. Реагентами для источников питания этого вида являются Pb и PbO2 , a электролитом служит раствор серной кислоты. Наиболее распространенный способ использования свинцово-кислотных АКБ — питание стартера ДВС. В процессе эксплуатации батарея деградирует, теряет свою емкость и подлежит специальной утилизации [4].