Электрические двигатели, являющиеся основой электроприводов различных видов машин и механизмов, широко применяются в различных отраслях АПК и других отраслях экономики. Надежность электрических двигателей в значительной мере определяется нагрузкой и, соответственно, тепловыми режимами их работы. Перегрев электродвигателей нередко приводит к выходу из строя не только, собственно, электроприводов, но и подключенных к ним механизмов [1, 2].
Для контроля температурного режима электродвигателей существует большое количество способов и устройств (от простого прикосновения рукой обслуживающим персоналом [3] до сложной контрольно-измерительной аппаратуры [1, 2]. Целью работы является разработка простого в изготовлении и надежного в работе устройства, обеспечивающего предотвращение перегрева электродвигателей различных мощностей и типов.
В процессе проведения теоретических и экспериментальных исследований было установлено, что электрические двигатели в процессе эксплуатации разогреваются до больших температур (80…100 °С). При жестких условиях эксплуатации [3, 4] такие электроприводы, включая их металлические корпуса, разогреваются до температур, близких к критическим (120…145 °С). Это приводит к их электрическому или тепловому пробою, что в конечном итоге приводит к возникновению пожара (не редко в таких случаях происходит возгорание или взрыв пыли). Для предотвращения перегрева электродвигателей применяют различные устройства, которые чаще всего отслеживают изменения величин тока и/или напряжения и отключают электропривод. В ряде случаев аварийное отключение электропривода по условиям технологического процесса не только нежелательно, но и предопределяет необходимость отключения других приводов, используемых в комплексной технологической линии, например, пожаровзрывоопасной (линия химико-термической обработки деталей в газовых средах), а также может привести к выпуску некачественной продукции или же требует длительного запуска оборудования технологической линии после устранения аварийной ситуации.