Задача регулирования напряжения на шинах подстанции обеспечивается средствами компенсации реактивной мощности (СКРМ). Такими компенсирующими устройствами являются батареи статических компенсаторов (БСК), шунтирующие реакторы (ШР), управляемые шунтирующие реакторы (УШР), синхронные компенсаторы (СК) и т. д. Все эти устройства условно можно разбить на следующие группы:
1) Коммутируемые СКРМ – источники реактивной мощности (РМ), генерируемая РМ которых может принимать единственное значение.
2) Коммутируемые СКРМ – потребители РМ, потребляемая РМ которых может принимать единственное значение.
3) Управляемые СКРМ – источники РМ, генерируемая РМ которых может плавно изменяться в определенных пределах.
4) Управляемые СКРМ – потребители РМ, потребляемая РМ которых может плавно изменяться в определенных пределах.
Целью данной работы является разработка мультиагентной системы (МАС) распределения управляющих воздействий по устройствам СКРМ для поддержания уровня напряжения в допустимых значениях максимально эффективным образом.
Под максимально эффективной работой системы СКРМ понимается обеспечение минимизации потерь активной мощности СКРМ и снижении числа коммутаций «ступенчато» управляемого оборудования, ведущее к увеличению его срока службы.
Для разработки модели МАС была использована программа AnyLogic.
Разработанная модель состоит из серии агентов, выполняющих различные функции. В процессе функционирования агенты непрерывно общаются между собой, посылая друг другу сообщения.
Работа МАС в программе AnyLogic моделируется диаграммами состояний и передачей сообщений между агентами. Агенты интерпретируются в среде AnyLogic как объекты определенных классов. Термины «объект» и «класс» в данном случае относятся к объектно-ориентированному программированию.
Каждый агент имеет свою диаграмму состояния, характеризующую его работу.
Применяются следующие агенты:
Агент AdaptiveRegulator – модель регулятора, выдающая уставку по реактивной мощности в динамическом режиме.